0
1026
Газета Внеклассное чтение Интернет-версия

29.09.2005 00:00:00

Отхожее место литературы

Тэги: писатель, дневник


На первой же странице своего дневника Роберт Музиль заявил: "Это - не искусство". С ним согласен Арно Шмидт: "Дневник? Алиби для путаника, отхожее место литературы!" А за сто лет до них Пушкин категорично писал Петру Вяземскому: "Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? Черт с ними! Слава Богу, что потеряны. Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции - охота тебе видеть его на судне┘"

Таков один полюс мнений. Дневник - разновидность писательской интимной жизни, собрание черновиков, глухая исповедь самому себе, чужому глазу и уху на страницах дневников делать нечего - ступайте прочь, непосвященные, здесь святое место любви!

А что же другой полюс? Как быть с великим множеством дневников и записных книжек, без которых потомки попросту не смогли бы узнать хоть что-нибудь достоверное о жизни предков? Как быть с дневниками, в зачине которых стоит непременное "Я пишу это для себя" - и уже по этой фразе видишь, как изнывает автор от желания поскорее увидеть свои интимности напечатанными массовым тиражом? В какой разряд прикажете отнести литераторов, опубликовавших сущую горстку, но оставивших после себя дневниковое многотомье, - скажем, Генри Торо (в 18-томном собрании его сочинений напечатанные при жизни тексты вмещаются в один том, письма занимают 7 томов, остальное - дневники) или Михаила Пришвина? К литературе или к истории отнести труд жизни крупного английского чиновника XVII века Сэмюэла Пипса, который службой в морском министерстве откровенно тяготился, но исполнял ее при этом рьяно, а собственные ежедневные записи неведомо зачем лелеял - чтобы полтора века спустя в 29 томов его расшифрованных дневников мертвой хваткой вцепились британские ученые мужи всех мастей? Что такое "Разговоры с Гете" Эккермана - протоколы застольных бесед веймарского мудреца или некий странный дневник одного человека, ведшийся другим человеком?

Что-то тут нечисто. Надо разобраться, навести порядок и цеховую дисциплину. Иначе всякий, втихаря пописывающий ежедневные заметки, возомнит себя писателем с мнениями и суждениями непреходящей ценности. Кроме разве что российского императора Николая Второго. Кажется, кто как не он мог бы оставить немало интересного в своих дневниках - и оставил примерно следующее: "Сегодня проснулся рано┘ Завтракали с Аликс, пили кофе┘ Ходил гулять в парк, застрелил двух ворон┘ Вечером с матросом пилили дрова, напилили огромную кучу┘ Стул сегодня был хороший┘"

Пожалуй, стоит прислушаться к Максу Фришу: "Время нас не преображает. Оно только раскрывает нас. Если не таить это, а записывать, то ты открыто выразишь образ мыслей, который верен в лучшем случае лишь в данное мгновение и в момент возникновения. Мало кто исходит из надежды, что послезавтра, когда будешь думать наоборот, станешь умнее. Человек является тем, чем он является. Перо в наших руках подобно стрелке сейсмографа, и, в сущности, это не мы пишем - нами пишут. Писать - значит читать самих себя. А это редко доставляет чистое удовольствие... Делая зримыми зигзаги наших мыслей в тот или иной момент, мы только и можем, что познать свое существо, его хаотичность или его скрытую цельность, его неотторжимость, его правду, которую не выскажешь непосредственно - ни о каком отдельном мгновении".

Франц Кафка был предельно искренен, когда завещал ни в коем случае не публиковать его дневники, - но столь же искренен был Макс Брод, опубликовавший их вопреки всем запретам. Стендаль делил себя пополам - из художественных текстов изгонял малейшие признаки авторской субъективности, а в зашифрованных дневниках (о существовании которых не знали даже ближайшие друзья) давал этой субъективности полную волю.

Первым - может быть, и последним, - кто оценил возможности дневникового жанра, кто ощутил притягательность для аудитории мгновенно опубликованного частного мнения, был Достоевский. Его "Дневник писателя" - явление уникальное. Сперва - нечто вроде современной колумнистики, регулярные выпуски на страницах газеты "Гражданин", среди которых как бы ненароком вкраплялась беллетристика (рассказ "Бобок"). Затем - самостоятельный ежемесячный "журнал одного лица", оперативный публицистический отклик на текущие события, бешено популярный, расходившийся огромными по тем временам тиражами (в 1877 году - 3000 подписчиков и столько же экземпляров в розничной продаже), перемежаемый для разрядки художественными текстами ("Мужик Марей", "Кроткая").

От "Дневника писателя" отпочковались розановские "Уединенное" и "Опавшие листья" - тексты не менее уникальные. Вот уж где в полном соответствии с суждениями Макса Фриша восторжествовал "момент возникновения"! Как академический, профессорствующий философ Розанов был малоуспешен. А в жанре "дневника на публику" сразил даже такого требовательного и придирчивого ценителя, как Бердяев: "Чтение Розанова - чувственное наслаждение. Трудно передать своими словами мысли Розанова. Да у него и нет никаких мыслей. Все заключено в органической жизни слов и от них не может быть оторвано┘ В ослепительной жизни слов он дает сырье своей души, без всякого выбора, без всякой обработки┘ Писательство для него есть биологическое отправление его организма. И он никогда не сопротивляется никаким своим биологическим процессам, он их непосредственно заносит на бумагу, переводит на бумагу жизненный поток┘ Гениальная физиология розановских писаний поражает своей безыдейностью, беспринципностью, равнодушием к добру и злу, неверностью, полным отсутствием нравственного характера и духовного упора┘ Он готов отрицать на следующей странице то, что сказал на предыдущей, и остается в целостности жизненного, а не логического процесса┘ Документы его души┘ он сам опубликовал для мира".

Ближе к нашим дням Генрих Белль напечатал "Ирландский дневник" (1957), а Джон Стейнбек - "Путешествие с Чарли в поисках Америки" (1962). По заглавиям складывается впечатление, что это просто путевые заметки, дежурный жанр, образцам которого несть числа, - пришел, увидел, написал. Но не тут-то было. Полнейшая бессвязность и отрывочность содержания, никаких этнографических впечатлений, а у Стейнбека еще и спутник - пес непонятной породы, то есть существо, способное часами выслушивать излияния хозяина, но едва ли способное вступить в дискуссию по судьбоносным проблемам и опровергнуть доводы собеседника. Перед нами несомненные образцы того типа творчества, которое свидетельствует об усталости автора от необходимости выдумывать небывшее - вливаясь в "поток жизни", он лишь реагирует на него привычным образом, преобразует поток внешних событий в поток интеллектуальных и эмоциональных реакций и впечатлений, в непрерывно пишущийся "автороман" для себя самого.

Вот мы и подошли к необходимости суждения. Писать - выводить буквы пером по бумаге - нынче умеют все, и никому это не запрещено. Равно как никому не вменяется в обязанность читать написанное другим. Но для писателя дневники и записные книжки - это нормальная профессиональная патология. Писатель - тот, кто не может не писать. Это образ жизни, расточающий себя даже тогда, когда нет надежды на воздаяние. В наши дни Несторы-летописцы не нужны. Они бесполезны, если не вредны. Почти автоматическая архивация мировых событий, в том числе рутинных и незначительных, совершается непрерывно, и автор дневника, в котором прилежно зафиксировано содержание годового комплекта ежедневных газет, едва ли сможет рассчитывать на славу Сэмюэла Пипса и благодарность потомков. Профессия хрониста сохраняет значение лишь для сферы провинциального краеведения, ибо историй города Глупова в России по-прежнему творится много.

Писатель - другое дело. Писательские дневники - это способ подкачки воздуха в замкнутую камеру литературной работы, требующей одиночества и сосредоточенности. Когда необходимо уйти от сюжетных перипетий очередной книги, писатель пишет себя - потому что больше ничего не умеет. Литераторский дневник, ведущийся пунктуально, со временем неизбежно становится "книгой перемен", ибо его отдельные фрагменты вне породившего их контекста времени и индивидуального состояния обретают самостоятельную ценность. Такие фрагменты сами авторы пугливо и стыдливо называют миниатюрами. Вересаевские "Записи для себя", астафьевские "Затеси", дневники Федора Абрамова - собрания микротекстов, напоминающих живые, готовые вот-вот распуститься древесные почки. С той разницей, что дремлющий в "почке" текст может развернуться, а может и неопределенно долго продремать, особенно если в нем заложена такая потенция, как свобода додумывания для читателя. Ведь писатель не обязан тащить читателя до конца замысла - иногда достаточно бывает подтолкнуть в нужном направлении.

Опубликованный текст - всегда диалог. Дневник по определению монологичен. Это тот единственный случай, когда разговор с самим собою не является объективным признаком душевного заболевания. Чтобы подтвердить этот тезис, вновь дадим слово Максу Фришу: "Неизреченное - пустота между словами, а слова всегда говорят о второстепенном.... Наше истинное желание в лучшем случае поддается лишь описанию, а это дословно означает: писать вокруг да около. Окружать. Давать показания, которые никогда не выражают нашего истинного переживания, остающегося неизреченным; они могут лишь обозначить его границы, максимально близкие и точные, и истинное, неизреченное выступает в лучшем случае в виде напряжения между этими высказываниями".

Время, когда вести дневник станет некому, называется концом света.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
960
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
513
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
515
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
464