0
10309
Газета Я так вижу Печатная версия

11.01.2023 18:31:00

Как научить родителей не бояться встречаться с учителями их детей

Цивилизованная беседа в школьном коридоре

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук.

Тэги: школа, общение, ученики, учителя, родители, конференция, москва


школа, общение, ученики, учителя, родители, конференция, москва В педагогике есть вещи, которые обсуждать при всех не следует. Кадр из фильма «Доживем до понедельника». 1968

Общение, как известно, – страшная образовательная сила. При этом форматов общения между педагогами и родителями не так уж много. Это, грубо говоря, авторитарная модель «Ментор», когда учитель говорит, а дети впитывают каждое слово, и демократическая модель «Огонек» (дружеские посиделки), где каждый для этого круга в чем-то эксперт.

Сконструировать третью конфигурацию цивилизованной беседы долгое время никому в образовании не удавалось. Прорыв осуществила наша соотечественница из Москвы, генеральный директор школы «Бакалавр» Татьяна Данилина.

Третий сценарий (назовем его «Клуб») используется в «Бакалавре» для устроительства родительских собраний. Впервые в практике проведения подобных собраний Данилина вывела их из учебных комнат и проводит там, где воспитание обычно объявляет о своей капитуляции, – в школьном коридоре.

В просторной рекреации на третьем этаже парты располагаются вразброс, как столики в кофейне. За ними сидят (а вот и не угадали!)... учителя. В таком полном наличном составе мы видим их обычно только один раз в жизни. Да и то на фотоснимке для семейного альбома, который выдают выпускникам 9-го (11-го) класса. А здесь такие встречи (при, повторюсь, рекордной явке педагогов) устраиваются по параллелям (5-е, 6-е, 7-е классы) раз в три месяца. Данилина фактически вернула детям, обществу учителей. Свободно входящие в фойе родители, вместе с детьми или без них, притормаживают каждый у «своего» специалиста, занимают место напротив и заводят тихую беседу.

Каждая точка консультаций имеет вывеску. Например: «Мария Алексеевна Михайлова, учитель биологии». Или: «Варвара Николаевна Андреева, педагог-психолог». Рядом – две табуретки: для родителя и школьника.

Многоголосая переговорная палата, официально озаглавленная «родительской конференцией», напоминает пчелиный улей. Но никто никому не мешает, проблемы решаются четко и в хорошем темпе. А главное – не за счет ребенка. Он не болтается где-нибудь на улице или по Всемирной паутине, объятый предчувствиями, а тоже вхож в этот салон. Это не гость, а ключевой игрок, один из трех проектировщиков образовательного здания. «Тебе здесь интересно?» – обращаюсь к восьмикласснику Александру. «А то! – удивляется он вопросу. – Тут за себя можно заступиться, все неприятные вопросы сообща обмозговать. И информация не теряется на отрезке между офисом и домом».

Данилина говорит, что не улучшила традиционную систему собраний, а просто ее отменила. Вместе с принципом коллективизации, когда целый класс взрослых людей вынужден обсуждать одного ребенка. Обратите внимание: подобно гидам, дети ведут родителей по клубу, помогают выбирать учителей.

Ход мысли Данилиной кажется мне пророческим: только через свободного родителя, умеющего выбирать предметы и приоритетных собеседников, можно со временем прийти к свободной школе-парку. Родители приходят в любое удобное время, но с 17 до 19 часов. Говорят, с кем пожелают, и уходят, не потратив ни минуты даром.

На обочине общего действия выделяется отдельный столик с указателем «Дежурный по конференции». Представьте: человек, сбиваясь с ног, бежит с работы в школу. Ясно, что ему сначала надо дать возможность дух перевести. Чашечку чая предложить. Другая ситуация – в клубе он новичок, третья – попал в цейтнот, а нужный ему специалист занят с другими родителями. «Вот для чего мы придумали службу «ДК» – дежурного по конференции, – поясняет Татьяна Данилина. – Это универсальный консультант, регулировщик школьного пространства. Знакомить людей друг с другом, помогать без потерь выходить из внештатных ситуаций – его хлеб».

...Евгений, отец двоих сыновей, успел за полчаса потолковать с пятью предметниками. А за остаток времени – показать младшего сына школьному врачу. «Учителя очень собранные, мыслью по древу не растекаются, разговаривают с документами в руках: вот ваше сочинение, а вот итоги тестов», – объясняет дилетант от педагогики.

Тонкий нюанс: есть вещи, которые обсуждать при всех не следует. Поэтому общение организовано с глазу на глаз. Скажем, учитель обращается к ученику: «Сам честно оцени свои возможности». И тот знает, что требования на уроке совпадут, как две капли воды, с теми, которые будут приняты сейчас. Ответственность не перекидывается друг на друга, а разделяется…

Однажды автору довелось быть приглашенным на представительную научную конференцию в одну из европейских столиц. Едва прибыв в отель, машинально поинтересовался у служащего на стойке, нет ли среди постояльцев россиян. Спросил на бегу, любой ответ устроил бы: «да», «нет», «затрудняюсь с ответом». Тот лишь пожал плечами и с улыбкой произнес обычное клише, которое меня тем не менее поразило: «Sorry, this is confidential». («Извините: это приватно. Служебная тайна».)

Стоп, репортеры, дальше хода нет. Личная жизнь – это неприкасаемо, она охраняется всеми законами, мягкими и силовыми службами, массмедиа, традициями, этикетами. В краях, которые я посетил, об этом знал даже гостиничный портье.

Так и на конференции родителей в Москве. Даже внезапно выросший у меня на пути директор школы Василий Баев не считает себя вправе погружаться в тайны частных диалогов, тем более с представителем СМИ! Минут десять директор рылся в нормативных документах: не противоречит ли визит корреспондента букве школьного устава? И все же шлагбаум на входе в пещеру с педагогическими сокровищами мне открылся, но с уговором: освещать проблемы без имен. И не вторгаясь в таинство соприкосновения Общества с Образованием.

Учитель: «Максим стал лучше свои мысли излагать, доказывать фактами. Я довольна. Ну, а с нашей стороны что нужно?»

Папа: «Мы едем отдыхать в красивые горные места. (Кивая на сына.) Будет бить баклуши, а меня это не радует. Я бы поручил этому эпикурейцу подготовить за каникулы доклад по истории Махачкалы, она там рядом».

Максим: «Опа! Приехали...»

Папа: «А вы закрепите за ним этот проект, чтобы мы не спорили».

Учитель: «Максим, да это же интересно – выложишь видео в сеть...»

Максим: «Ладно, ваша взяла. Попробую». 


Читайте также


Московская служба занятости 27 июня предложит горожанам вакансии без эйджизма

Московская служба занятости 27 июня предложит горожанам вакансии без эйджизма

Елена Крапчатова

Почти 150 компаний обеспечат соискателям более 3000 предложений о работе

0
507
Московские врачи спасают маленьких пациентов

Московские врачи спасают маленьких пациентов

Андрей Гусейнов

Детское здравоохранение в столице развивается быстрыми темпами

0
285
Москвичи освоят акватории двух рек

Москвичи освоят акватории двух рек

Елена Крапчатова

На масштабном фестивале водных видов спорта горожан ждут и экстремальные, и веселые развлечения

0
2087
Выставка Карла Брюллова "Рим–Москва–Петербург" в Новой Третьяковке продлится полгода

Выставка Карла Брюллова "Рим–Москва–Петербург" в Новой Третьяковке продлится полгода

Дарья Курдюкова

Живой уголок на светском рауте

0
2258

Другие новости