0
8109
Газета Я так вижу Печатная версия

21.02.2024 18:21:00

Уроки труда в школе должны быть конкретными

Даже забивание гвоздей требует знаний и умений

Владимир Семенихин

Об авторе: Владимир Петрович Семенихин – бывший старший преподаватель Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.

Тэги: школа, трудовое обучение, программа, минпрос, учебная база, кабинеты технологии


школа, трудовое обучение, программа, минпрос, учебная база, кабинеты технологии Восьмиклассники могут создавать серьезные, трудоемкие вещи, например рубанки. Фото из архива автора

Министерство просвещения РФ сообщило, что с 1 сентября 2024 года в школы возвращается трудовое обучение. Мудрое решение! Как бывший учитель труда (преподавать начал в 1959 году) радуюсь за детей! Минпрос намерен утвердить программу к июню, поэтому хочу высказать несколько замечаний и пожеланий.

Трудовое обучение – предмет особенный, так как надо оборудовать специальные кабинеты для практической работы. Раньше в каждой школе были столярная и слесарная мастерские, кабинет кулинарии и пошивочная мастерская. Теперь Минпрос предлагает каждой школе выбрать для изучения один из восьми модулей. Их содержание понятно из названий: 1) производство и технологии; 2) технологии обработки материалов и пищевых продуктов; 3) робототехника; 4) автоматизированные системы; 5) 3D-моделирование, прототипирование и макетирование; 6) компьютерная графика, черчение; 7) растениеводство; 8) животноводство.

Каждый модуль требует подготовки учителей по узкой специальности, оснащения кабинетов специальной техникой и наглядными пособиями, а ведь речь идет о многих тысячах школ. Модули от третьего номера по восьмой – сложные профессии, которые подросткам 10–15 лет изучать рано. Эти профессии для студентов колледжей и вузов. Вопрос: в школах, которые выберут животноводство, построят молочные фермы на несколько коров или овчарни?

Два первых модуля могут стать базой трудового обучения, если наполнить их практическим содержанием по развитию основных трудовых умений и технических знаний. Важно исходить из сути трудового развития, а она – в развитии умений работать ручными инструментами и на станках.

Даже забивание гвоздей требует знаний и умений. Правильные удары молотком наносятся кистью, а человек, не имеющий опыта, бьет предплечьем. Умение работать этим древнейшим инструментом без боязни ушибить палец – основа трудовых умений. В процессе работы, решая технические задачи, подросток развивает ум, а успех в работе вырабатывает у подростков уверенность в своих силах.

Принято решение обучать труду девочек и мальчиков не разделяя. Такого опыта я не знаю. Правда, был период в 1960-е годы, когда девочки одно полугодие работали в мастерских. В пятом классе изучали работу с деревом, а в шестом – работу с металлом. Прекрасно работали, и им нравилось. Через несколько лет работу девочек в мастерских отменили. Они полностью перешли на изучение домоводства.

Совместное обучение мальчиков и девочек в пятом классе проводить можно. Одно полугодие они будут учиться в столярной мастерской. Другое полугодие будут вместе учиться готовить простые блюда в кабинете кулинарии. Но с шестого класса мальчикам и девочкам нужны разные программы. Мальчики должны осваивать работу с деревом и металлом, а девочки изучать шитье и кулинарию. Такое разделение по видам труда сложилось и в семье, и на производстве. С этим надо считаться.

Удивило сокращение времени на уроки труда в начальных классах. На этот важный предмет раньше отводилось два часа в неделю, теперь – час. Труд в начальных классах – самый любимый детьми предмет. Он соединяет рисование, арифметику и даже геометрию. Делая аппликацию домика, ребенок вырезает квадрат или прямоугольник, затем треугольник на крышу. Для изображения солнца, циркулем чертит окружность, а потом вырезает круг. Все действия обговаривает, пополняет геометрическими терминами свой словарный запас. Определяя размеры, пользуется линейкой, отсчитывая сантиметры. Продумывает цветовое оформление и пропорции. Изучает свойства многих материалов, учится работать многими инструментами. Если перерыв в обучении будет в неделю, то навыки работы инструментами не сформируются в должной мере.

В трудовом обучении материальным свидетельством уровня подготовки служит изготовленный предмет. Чтобы его изготовить, надо выполнить определенные операции специальными инструментами, что и составляет суть учебной программы. У девочек это было хорошо отработано шитьем одежды. У мальчиков по разным причинам не было определенных изделий. Подобрать такие изделия несложно для каждого класса. Например, ученики седьмых классов как зачетное изделие могут изготовить столярные молотки весом 200 г. Изготавливая этот предмет, надо уметь пилить слесарной ножовкой, опиливать напильником, выполнить разметку, сверление, термическую обработку – закалку. Молоток они возьмут на память. После окончания школы у ребят сохранятся предметы, по которым они будут видеть рост своих умений от класса к классу. Отделы народного образования будут знать, какие материалы и в каком количестве заказать.

Жаль, что в восьмом и девятом классах пока не запланированы полноценные уроки труда. На труд в них выделен опять же только час в неделю. Восьмиклассники – физически сильные подростки, имея знания и опыт предыдущих трех лет, могут делать серьезные, трудоемкие вещи, требующие точности и больших усилий. Например, рубанки из стального уголка или ножницы для резания листового металла толщиной до 1,5 мм. Постепенно рабочие места подростки оснастят самодельными инструментами.

Восстановление учебной базы для уроков труда потребует два-три года. К 1 сентября кабинеты технологии будут дооборудованы для практических работ. К следующему учебному году оборудуются другие мастерские для девочек и мальчиков. Главное – уверенно идти к намеченной цели.

Успех трудового обучения зависит от качества инструментов, которыми работают дети, и от конструкции оборудования. В методическом пособии «Изготовление инструментов и приспособлений в школьных мастерских», вышедшем в 1987 году, есть чертежи инструментов, которые рассчитаны на подростков 11–15 лет. Надеюсь, Министерство просвещения уделит этому вопросу должное внимание. 


Читайте также


Столкнутся ли земские работники культуры с трудностями врачей и учителей

Столкнутся ли земские работники культуры с трудностями врачей и учителей

Профильная программа начнет действовать в регионах в 2025 году

0
2952
В школу надо вернуть повременную оплату труда

В школу надо вернуть повременную оплату труда

Антон Зверев

Рост своих зарплат учителя сочли компенсацией недополученного ранее

0
3103
Программа долгосрочных сбережений маскирует провал пенсионных реформ

Программа долгосрочных сбережений маскирует провал пенсионных реформ

Анастасия Башкатова

Россияне заинтересовались трансформацией "замороженных" накоплений

0
4147
Нагрузку на школьников все-таки решили снижать

Нагрузку на школьников все-таки решили снижать

Елена Герасимова

Домашнее задание, похоже, намереваются превратить в факультативную деятельность

0
4719

Другие новости