![]() |
Фото из личного архива |
Конечно, Bloomberg не назовешь объективным СМИ. Особенно в отношении России - его позиция здесь ясна и особо не скрывается. Однако иногда полезно послушать и оппонентов. Да, мы помним, что нам уже пророчили невозможность восстановить производство нефти после ковидной сделки весны 2020 года. Но мы сумели это сделать. Однако всегда ли отрасль сама, без поддержки регуляторов, сможет преодолевать трудности? Которых, скажем честно, за последние три года оказалось немало.
О возможных проблемах в российском добычном комплексе говорят, увы, не только западные СМИ. Уже общим местом стали разговоры об ухудшающейся ресурсной базе. Об увеличении доли нефти, добываемой из трудноизвлекаемых запасов. Об увеличении себестоимости добычи. О росте налоговых изъятий у нефтяников.
А ведь сейчас российская нефтяная индустрия оказалась в особенно сложном положении. Мировые цены на нефть просели. Санкционные ограничения не только не ослабли – наоборот, Трамп пугает новыми 500%-ными пошлинами, а бюрократы ЕС уже сидят за 18-м пакетом санкций. В этой ситуации дисконты на российскую нефть сохранятся на довольно высоком уровне – порядка 13 долларов за баррель, если брать цены на нефть корзины Северного моря и нефти Urals в российских портах.
Цена фрахта при этом выросла – возить в Индию намного дальше, чем в Роттердам, закрытый санкциями. Плюс в этом году против нефтяников играет крепкий руль и высокая ключевая ставка, разгоняющая стоимость кредитов. Не забудем, что с 1 января государство приняло ряд новаций в налоговую систему, усиливающих фискальные изъятия у индустрии. Так, для определения НДПИ и НДД (основных рентных сборов) берется уже не мировая цена на Urals, а к ней в определенной пропорции «примешивается» стоимость более дорого сорта ESPO. Все это напоминает идеальный шторм.
При этом мы понимаем, что государству сейчас особенно нужны финансовые ресурсы. Однако очень скоро все равно придется начать разговор о правилах игры в нефтянке. Иначе прогнозы Bloomberg из ожиданий могу стать реальностью. Нельзя думать, что отрасль настолько обеспечена «жирком», что сама справится с любыми проблемами. Повторю, количество и размер этих проблем становятся угрожающими.
Возможно, стоит попробовать пойти по методу индукции – от частного к общему. Менять общие правила игры страшновато. Тогда можно попробовать с малого – с малых нефтяных компаний, обеспечивающих сегодня менее 5% национальной нефтедобычи. Важный момент – они работают на месторождениях, которые нерентабельны для крупных компаний. Если бы их не существовало, то за них эту нефть никто бы добывать не стал. Крупные ВИНКи просто не стали бы мучиться с такими проектами. Масштаб не тот. Это в основном мелкие месторождения с трудноизвлекаемыми запасами.
Главный вопрос налоговой политики заключается в том, чтобы снижать налоги с эффектом для производства. Изменения должны носить стимулирующий характер. Но если растет доля ТРИЗов, то надо уже начинать пробовать менять правила игры. Почитаем первого вице-премьера А. Новака: «Уже в ближайшие годы мы планируем вернуться на уровень добычи 540 млн т нефти в год». Значит, надо дополнительно добывать примерно 25 млн тонн нефти в год. И это при том, что «на сегодняшний день доля трудноизвлекаемых, обводненных и истощенных запасов составляет порядка 60%». Это, повторю, официальные цифры российского правительства.
Да, кабмин может опасаться резких движений в налоговой сфере. Вопрос крайне чувствительный для государственного «кошелька». Однако перспектива падения добычи тоже неприятный горизонт. Логично попробовать новации именно на малых компаниях – чтобы посмотреть, какой эффект это будет иметь с точки зрения влияния на добычу. Тем более что малым компаниям приходится гораздо тяжелее «крупняка» - у них просто нет такой же возможности для маневра. Это видится наименее рискованным вариантом изменений. Но тянуть с ними и консервировать текущую ситуацию становится уже опасно.
***
Константин Симонов имеет более ста публикаций в отечественных и зарубежных печатных СМИ по проблемам внутренней и внешней политики России, развитию энергетики и экономики. Является соавтором учебника по обществознанию «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке», автором учебника по политическому анализу и книг по внутри- и внешнеполитическим аспектам развития российского ТЭК и международной энергосистемы. Активный участник международных форумов и конференций по вопросам развития российского нефтегазового комплекса и перспективам российского государства. Магистр политической науки Манчестерского университета, доцент кафедры теоретической политологии МГУ им. М.В. Ломоносова.