На фото кандидат в президенты от Коммунистической партии Жаннетт Алехандра Хара, Фото Reuters
16 ноября в Чили пройдут президентские выборы. Они будут особенными: четверо из пяти основных кандидатов представляют правые силы. Это ультраправый консерватор от Республиканской партии Хосе Антонио Каст, позиционирующий себя как поклонник диктатора Аугусто Пиночета; Эвелин Маттеи от правоцентристской коалиции «Чили, вперед!» (также сторонница Пиночета); умеренный правый Франко Паризи (Партия народа); основатель и лидер Национальной либертарианской партии Йоханнес Кайсер из растущего крыла чилийских правых, находящихся под влиянием политики президента соседней Аргентины Хавьера Милея.
Этой четверке будет противостоять, по сути, единственный кандидат от левых сил (если не считать двух независимых левых политиков с очень низкими рейтингами). Это член Коммунистической партии Жаннетт Алехандра Хара, которая выиграла праймериз правящей коалиции «Единство для Чили». Другой же харизматичной фигуре из левого лагеря – действующему президенту Габриэлю Боричу – по Конституции запрещено баллотироваться на новый срок.
По свежему опросу компании Activa Research, пока лидирует Хара с 32,2% голосов против 27,9% у Каста. Но вероятным победителем выборов большинство респондентов назвали Касту (38%). Он с большим отрывом (57%) опередил Хару (36%) и по результатам опроса относительно победителя второго тура. Аналитическая группа LatAm Pulse, отмечая негативную для Хары тенденцию последних дней (ее рейтинг снижается, а Касты, напротив, растет), прогнозирует, что накануне выборов кандидат от Республиканской партии вырвется вперед.
Каст баллотируется на пост президента в третий раз. Похоже, он извлек уроки из поражения от Борича во втором туре выборов 2021 года и несколько смягчил риторику. Многие теперь видят в нем политика, идеологически близкого к президенту США Дональду Трампу.
Хара имеет степень магистра в области государственного управления, высшее юридическое образование и опыт на посту министра труда. Занимая этот пост, она провела успешные реформы в области социального обеспечения и добилась установления 40-часовой рабочей недели. Она обещает повысить зарплату, увеличить количество рабочих мест и ввести более прогрессивную систему налогообложения. Ей отнюдь не на руку играет резкое падение популярности Борича. Приход к власти молодого и энергичного левого президента поначалу вселил в чилийцев большие надежды. Однако значительная часть населения быстро разочаровалась высокой стоимостью жизни и плохим функционированием госструктур на фоне весьма вялого экономического роста. Вследствие этого рейтинг одобрения Борича в упал до рекордных 20%.
Как считает профессор политологии Университета Тальки (Чили) Маурисио Моралес, на имидж Хары также бросает тень сильный уровень неприятия Компартии Чили, выражающей поддержку режимам Гаваны и Каракаса. Падению ее рейтинга, по мнению Моралеса, способствуют и «серьезные противоречия» между первоначальной программой и текущими высказываниями. Видимо, стремясь привлечь на свою сторону более консервативные слои населения, она стала проявлять сдержанность, например, уже не призывая к национализации медной и литиевой промышленности.
По мнению аналитика Университета Сантьяго Альберто Майоля, в первом туре победу одержит Хара. Однако, поскольку четыре правых кандидата вместе набирают от 53 до 57% голосов, это практически гарантирует победу одного из них во втором туре. С Майолем согласен эксперт The American Conservative Джозеф Аддингтон, считающий, что нынешние выборы, похоже, являются лишь вопросом того, кандидат от какой правой партии возглавит страну. Вместе с тем, считает Аддингтон, пока рано отдавать пальму первенства Касту. «Несмотря на результаты опросов, другие правые кандидаты способны преподнести сюрпризы, так что ничего нельзя сказать наверняка», – заключает он.
Этими сюрпризами могут стать Маттеи и Кайсер. Маттеи, отец которой был членом хунты Пиночета. Профессиональный экономист, она заработала репутацию успешного управленца на постах мэра коммуны Провиденсия и министра труда и социального обеспечения при президенте Себастьяне Пиньере. Маттеи уже баллотировалась на пост президента в 2013 году и сейчас наступает на пятки Харе и Касту в опросах общественного мнения (21% голосов).
Популярность Кайсера, которого большинство аналитиков называют «темной лошадкой» и сравнивают с нынешним аргентинским президентом Хавьером Милеем, основана на едкой критике всего и вся и популистских высказываниях по различным темам. Например, о роли государства, которую, как считают он и Милей, надо свести к минимуму.
На этом фоне в СМИ просочилась информация, что правые политические силы (Республиканская, Христианско-консервативная и Национальная либертарианская партии), якобы достигли договоренности выступить во втором туре единым фронтом с целью не допустить победы левого кандидата.

