Глава Рособрнадзора Анзор Музаев советует родителям показать ребенку, что ему верят, готовы всегда помочь преодолеть все трудности. Фото с сайта www.obrnadzor.gov.ru
На ежегодной встрече с родителями глава Рособрнадзора Анзор Музаев посоветовал родителям не настраивать детей на работу дворником в случае провала на едином государственном экзамене (ЕГЭ) или на основном государственном экзамене (ОГЭ). Хотелось бы занять оптимизма у Анзора Музаева и думать, как советует он, исключительно в положительном ключе о ЕГЭ и ОГЭ, но жизнь, увы, порой навязывает довольно жесткие решения...
В ходе мероприятия освещались вопросы, касающиеся организации и проведения ЕГЭ и ОГЭ. Во время беседы чиновник несколько раз повторил, что информирование родителей поможет избежать стресса им самим и их детям. Музаев рассказал, что именно Рособрнадзор делает со своей стороны все, чтобы помочь школе и родителям подготовить ребенка. В частности, большие надежды ведомство возлагает сегодня на новый ресурс – «Навигатор итоговой аттестации», который специально подготовлен для ответов на всевозможные вопросы со стороны родителей. В открытый доступ ведомство выложило вебинары ведущих педагогов для самостоятельного освоения материала школьниками. В связи с этим Анзор Музаев даже предположил, что эти ресурсы сумеют выбить почву из-под ног репетиторов.
При этом Рособрнадзор не витает в облаках и понимает, что сдать ОГЭ и ЕГЭ в условиях падающей мотивации школьников довольно трудно. Чудес не бывает. Только мотивировать ребенка нужно предельно аккуратно, уговаривает родителей Музаев.
«Нельзя мотивировать ребенка словами: «Ты все провалишь, не сдашь, будешь работать дворником». А это у нас любимая история. Так вот это абсолютно не мотивация. Напротив, такая «поддержка» часто приводит к ненужным трагедиям в семьях, – подчеркнул глава Рособрнадзора. – Я попросил бы родителей подобными фразами вообще никогда не пользоваться. Надо просто показать ребенку, что вы ему верите, что готовы всегда помочь и вместе преодолеть все трудности. И главное – что вы примете любой результат экзамена и не станете любить его меньше. Тогда и стресса не будет ни у вас, ни у вашего ребенка». И с этим тоже трудно не согласиться.
Снижение мотивации – тема, которая волнует сегодня не только россиян. Падает она во всем мире. И быстрыми темпами. Причин много. Главная, как отметил в беседе с «НГ» доктор педагогических наук, академик Российской академии образования (РАО) Владислав Сериков, изменилась среда развития ребенка. И школа не всегда успешно конкурирует с другими источниками знаний. И родители ныне совершенно другие. Учитывать нужно также и возрастные закономерности, и личностный фактор.
Ребенку в начальной школе обычно интересно учиться. В старшей школе главным мотивом посещения школы становится умение общаться. И важнейшим источником информации становится окружение: оттуда берутся познавательные интересы. А если еще и повезло с учителем, если учитель увлечен своим предметом, то все сложилось для школьника самым замечательным образом.
Резюмируем: если родительское участие уперлось в гаджеты, учитель не мотивирован на добросовестный труд, а в классе преобладают бездельники – ребенок в смысле учебы обречен на провал.
ОГЭ – это экзамен, который априори должен сдать каждый школьник после 9-го класса. Он необходим для получения аттестата о среднем общем образовании. Экзамен включает в себя обязательные предметы – русский язык и математику, а также два предмета по выбору. Фактически ОГЭ – первая ступень государственной итоговой аттестации в российской школе. Но почему-то с каждым годом увеличивается число тех, кто его не сдал. Несдавший может повторить год обучения или пойти обучаться рабочей профессии, если возьмут. На практике он никому не нужен.
ЕГЭ – это экзамен с высокими ставками. Хороший результат дает возможность поступить на бюджетное место и в региональные, и ведущие столичные вузы страны. Вроде бы на первый взгляд сдать его хоть и нелегко, но можно, а на практике – это во многом лотерея. Даже для тех, кто с первого класса сидит с репетиторами или очень заинтересованными родителями. Почему?
Только недавно сначала робко, затем уже на более высоком уровне было заявлено, что в ближайшие годы школьные программы синхронизируют с ЕГЭ. Школьная программа в 2025 году будет полностью синхронизирована с материалами ЕГЭ, пообещал год назад вице-премьер Дмитрий Чернышенко. «Сейчас контрольно-измерительные материалы формируются на основании содержания ФГОС и единых программ. В следующем году образовательные программы и материалы экзаменов будут полностью синхронизированы», – отметил вице-премьер.
Что же получается? Неужели раньше школы готовили учеников кто во что горазд? А контрольно-измерительные материалы составляли, не привязываясь к конкретным рабочим программам? Тогда нечему удивляться, что все эти годы существовала параллельная школа – репетиторская. Изменится ли в таком случае все быстро и в качественную сторону?
Теперь вернемся к тезису о дворниках. Как признался вчера на улице один знакомый представитель этой профессии: «Я убираю, а они идут мимо, смеются и выбрасывают тут же банановую кожуру. И замечание им нельзя сделать – сразу обматерят».
Нет смысла говорить, что не быть кем-то в нашей стране – это означает быть на низших ступеньках социальной лестницы. И как раз это и пытается внушить своим внукам старшее поколение. Это оно, прошедшее через смену общественного строя, разруху и безработицу, знает по себе. Этот страх передается и среднему поколению, только обычно в тех ситуациях, когда они понимают, что остались с проблемами ребенка наедине, а школа умыла руки. И этот страх будет жить еще долго.
И все же пугать детей перспективой стать дворниками, конечно, не нужно. Держите этот страх при себе, уважаемые родители.

