0
2300
Газета Неделя в обзоре Интернет-версия

20.12.2015 19:09:00

В культуре. Андрею Могучему показалось, что он сделал шаг к воссоединению расколотого театрального сообщества

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «НГ»

Тэги: петербург, бдт, андрей могучий


петербург, бдт, андрей могучий Фото сайта bdt.spb.ru

Три дня, с 14 по 16 декабря, в Петербурге проходил очередной Международный культурный форум. Трудно сказать, какова ценность этого мероприятия, ради которого некоторые его участники оставляли свой театр на гастролях в противоположном конце страны, летели сперва восемь часов до Москвы и потом еще час – от Москвы до Петербурга, чтобы узнать, например, что на авторский театр разные режиссеры и критики по-прежнему смотрят по-разному. Ну вот – приехали десятки министров культуры из разных стран и генеральный секретарь ЮНЕСКО, что само по себе продемонстрировало, что Россия – по-прежнему в центре культурной жизни. Уже хорошо. Цирк Чинизелли открыли после двух лет ремонтных и реставрационных работ, на манеж, встречаемый стоячей овацией зала, вышел великий клоун Олег Попов и исполнил номер, с которым 30 лет назад покинул СССР… Все счастливы. Это же здорово!

Можно, наверное, предположить, что от цирка, который несколько лет назад возглавил по-своему тоже великий Слава Полунин, ждали каких-то новых, других номеров, не старого, традиционного, а нового цирка, а программа открытия во многом повторяла ту, которой два года назад цирк прощался с публикой перед началом ремонта, но такое вот «повторение пройденного» рождало сентиментальные чувства, без которых в цирке, пожалуй, не обойтись, которые в цирке ценятся, и номер Олега Попова свидетельствовал как раз об этом.

Три дня заседаний разных секций завершились общим собранием в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа, где руководители секций отчитались о проделанной работе, кроме того был зачитан проект Санкт-Петербургской Декларации о защите культуры в зонах вооруженных конфликтов.

В Декларации – полтора десятка пунктов, в которых участники форума осуждают уничтожение культурного наследия и разграбление ценностей в странах, где ведутся боевые действия, а также требуют их прекратить. Сразу хочется задать вопрос: а если, как у нас не так давно в московском Манеже, произведения искусства разрушаются безо всяких боевых действий – это разве лучше?! В своем обращении участники форума обращают внимание ЮНЕСКО на необходимость укрепить потенциал оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации в области культуры.

Итожа наговоренное за три дня, руководитель секции «Театр» худрук петербургского БДТ Андрей Могучий сказал, что, по его мнению, «форум сделал шаг на пути к воссоединению расколотого театрального сообщества». Странно, когда такое говорит уважаемый и умный человек, присутствующий в социальных сетях, а значит, имевший возможность увидеть, как сказанные, вполне, кстати, миролюбивые и неагрессивные, суждения мгновенно получали «отлуп» и злобно комментировались в режиме онлайн, пока на Малой сцене БДТ шел круглый стол на тему авторского театра… Блажен, кто верует. Можно вообразить, что Могучий как раз хотел такого вот примирения, с одной стороны, и объединения здоровых сил перед лицом непросвещенной агрессии, угрожающей сегодня в равной степени и театру, и изобразительному искусству, и литературе. Культуре – в самом широком смысле. Но тогда, наверное, надо помнить и о том, что «с художника спросится» и авторский театр тоже имеет свои границы и недостаточно самому назвать себя автором. В конце концов человек, который пишет на заборе три буквы, – тоже автор, ну, если мыслить широко и открыто…

Один из самых уважаемых сегодня драматургов и режиссеров, уж точно – один из лидеров «новой драмы» и «нового театра» (и конечно – авторского театра!) Иван Вырыпаев, возражая тем, кто настаивал на том, что у интерпретации и интерпретаторов нет никаких границ, сказал: «Стоит развеять заблуждение о том, что мы никогда не узнаем, что хотел сказать автор. Существует анализ пьесы, и понять пьесу можно. Пьеса в моем понимании – это ноты, такая же партитура, как у Моцарта. Мне кажется, сохранение структуры, содержания, мысли пьесы – это очень важно для будущих поколений. Применив законы драматургического анализа, можно довольно точно понять пьесу. Форма и содержание едины. Структура и есть содержание пьесы».

Слава Полунин, руководивший цирковой секцией, поделился планами возрождения школы клоунады, чего ради на свою секцию пригласил самых знаменитых мастеров своего цеха, в частности Лео Басси, великий мастер и радикал клоунского дела, поделился секретами ремесла.

Кинематографу на Санкт-Петербургском форуме была посвящена отдельная секция, где главной темой обсуждения стал грядущий Год российского кино. "Мы вспомним все великие достижения нашего кинематографа, попытаемся найти лучшие решения для развития отечественной киноиндустрии", - обозначил программу 2016 президент Владимир Путин на открытии форума. Министр культуры Владимир Мединский назвал более конкретные шаги: так, к примеру, уже точно известно о проведении ночи и дня российского кино, о том, что на удвоение количества кинозалов в малых и средних городах будет выделено 1,5 млрд руб., а также, что Музей кино в павильоне на ВДНХ превратится «в центр пропаганды российского кино». О других планах министерство пока молчит. Не прояснилась ситуация с Петербургской синематекой, создание которой обсуждается еще с прошлого года. На круглом столе, посвященном архивному кино, редакционный директор журнала «Сеанс» Константин Шавловский рассказал, что отдельного здания у синематеки пока не будет, но удалось договориться с правительством города о выделении бюджета для показа архивного кино на площадках Лендока и Ленфильма – три сеанса в неделю.

На другой секции в рамках форума обсуждали внесение отечественных фильмов в список ЮНЕСКО «Память мира», где сейчас представлены картины из 49 стран, но нет ни одного российского. Опросив киноведов и кинокритиков, режиссеров актеров, операторов, редакция журнала «Сеанс» совместно с Госфильмофондом составила список из 15 работ, среди которых фильмы "Андрей Рублев" и "Зеркало" Андрея Тарковского, "Мой друг Иван Лапшин" и "20 дней без войны" Алексея Германа, "Броненосец Потемкин" и "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна, "Начало" Глеба Панфилова, "Застава Ильича" Марлена Хуциева, "Летят журавли" Михаила Калатозова, "Неоконченная пьеса для механического пианино" Никиты Михалкова, "Баллада о солдате" Григория Чухрая, "Жил певчий дрозд" Отара Иоселиани, "Окраина" Бориса Барнета, "Судьба человека" Сергея Бондарчука и "Астенический синдром" Киры Муратовой. Чем руководствовались отборщики при составлении списка, неизвестно – отсуствие в нем некоторых дореволюционных и ранних советских фильмов вызвало недоумение у участников форума. Также, как и отсутствие в программе открытия форума, посвященной все тому же Году российского кино, упоминания о первых отечественных картинах, снятых в начале XX века. История кино здесь началась одновременно с Революцией - видимо потому, что фильмы этого периода “легитимизировали советскую власть в мире”.

Неизвестно, попадут ли русские фильмы в список ЮНЕСКО, а “Солнечный удар” Никиты Михалкова не попал в шорт-лист номинации на “Лучший фильм на иностранном языке”, выбыв из оскаровской гонки. А в Москве на неделе завершился фестиваль «Артдокфест», Гран-при которого получил фильм американца Стива Хувера «Крокодил Геннадий». Лучшей полнометражной картиной был признан «Чечен» Беаты Бубенец, специальный приз жюри получила «Саламанка» Руслана Федотова и Александра Кулака, а специальное упоминание – «Самовыдвиженка» Юлии Киселевой. Победителем программы «Артдоксеть», в которой пользователи голосуют в соцсетях за лучший интернет-фильм, ожидаемо стала «Чайка» Алексея Навального. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
766
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
717
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
834
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
731