0
854
Газета В мире Интернет-версия

08.04.2000 00:00:00

Россию не могли наказать, поэтому постарались оскорбить

Тэги: ПАСЕ, СЕ, Страсбург


На встрече Игоря Иванова с Хавьером Соланой и Жайме Гамой (слева) было подтверждено, что решение, принятое в Старсбурге, является только предупреждением.
Фото ИТАР-ТАСС

ФИНАЛ "чеченского" заседания Парламентской ассамблеи Совета Европы оказался не за Россией. Но тем не менее Россия не проиграла.

Депутаты ПАСЕ большинством голосов высказали крайне негативное отношение к происходящему на Северном Кавказе и приняли достаточно обидную для Москвы резолюцию с рекомендацией Комитету министров Совета Европы незамедлительно начать процедуру исключения России из этой организации. Но жестким это решение назвать на самом деле нельзя, поскольку никаких реальных последствий оно само по себе не имеет. Депутаты не исключили Россию, поскольку просто не имеют возможности это сделать. Необходимо это понять и не устраивать истерики. Случился некий казус в Страсбурге, однако Россия по-прежнему остается членом Совета Европы. И скорее всего в дальнейшем не будет исключена.

Резолюция ПАСЕ носит чисто рекомендательный характер. Принимать же настоящее решение будет Комитет министров иностранных дел. А дипломаты, как известно, люди, - предпочитающие принимать взвешенные решения, основанные не на эмоциях. Собственно, в коридорах Дворца Европы еще до голосования по антироссийской резолюции ходили упорные слухи, что, какой бы негативной ни была итоговая позиция ПАСЕ, министры не пойдут на такой шаг. Об этом говорит и первая реакция в столицах стран Совета Европы на принятый в Страсбурге документ. В Вене, Лондоне, других городах считают неправильным разговор с Москвой на языке ультиматумов. И хотя официальных заявлений на этот счет практически нет, традиционные "утечки" со ссылкой на дипломатические источники подтверждают правоту тех, кто прогнозирует положительный итог всей этой истории. Само заседание, по данным "НГ", состоится не раньше июня. До этого времени Россия в любом случае остается членом Совета Европы.

Что же все-таки произошло в Страсбурге? Наказать Россию возможности не было никакой, а потому оставалась единственное - оскорбить ее. Можно утверждать, что с такой задачей депутаты ПАСЕ справились. А то, что это действительно оскорбление, подтверждает решение тех же депутатов ПАСЕ лишить российскую делегацию права голоса. Решение по судьбе России в Совете Европы принято без России. Иными словами, нас обвинили в чем-то, но выразить наше мнение не дали. А ведь даже в суде, не говоря уж про парламент, принято давать слово обеими сторонами.

Если вас не слушают, то зачем продолжать беседу. Такое вполне логичное на первый взгляд решение приняла делегация Госдумы и покинула зал заседаний ПАСЕ. Эмоции российских депутатов понятны, но это тоже эмоции. Ведь впоследствии нам могут поставить это в упрек: Россия, мол, сама не хочет обсуждать проблемы в Совете Европы, раз уж ее делегация почти в полном составе покидает свои места. Насколько известно, таких случаев с покиданием зала заседаний в знак протеста против решения Ассамблеи ранее в истории ПАСЕ не было. Но судить за излишнюю эмоциональность группу во главе с Дмитрием Рогозиным достаточно сложно, ведь и рекомендация начать процедуру исключения - тоже прецедент. В принципе были два похожих случая, когда в разное время возникала угроза исключения из Совета Европы Греции в связи с путчем "черных полковников" и Турции - из-за курдской проблемы. Но обе страны совершили маневр: добровольно вышли на время из СЕ, а затем вернулись. В этом случае не требуется решения всех членов СЕ. Но когда государство исключают, обратный прием крайне затруднителен - придется начинать все сначала, включая еще одно голосование в ПАСЕ.

В любом случае необходимо четко понимать: ничего страшного, как мы уже писали накануне голосования в приложении "Дипкурьер НГ", не происходит. И не произойдет, даже если случится так, что Комитет министров иностранных дел, в заседании которого, кстати, примет участие и российский министр или его заместитель (лучшее подтверждение того, что РФ - участник Совета Европы), - решит начать процедуру исключения, даже в этом случае Россия ничего не потеряет, кроме реноме в глазах собственно депутатов ПАСЕ. А их мнение по отношению к России уже прекрасно известно.

В заявлении МИД РФ, распространенном вчера, говорится, что резолюция ПАСЕ нанесла "серьезный удар по усилиям Совета Европы, направленным на создание единого европейского пространства, а также осложнила продолжение активного диалога, которому в Москве придавали большое значение". Кроме этого, подчеркивается в документе, ПАСЕ "продемонстрировала неуважение к памяти тех россиян, которые стали жертвами чеченских террористов, и тех, кто отдал свои жизни за возвращение мира и спокойствия на чеченскую землю, за территориальную целостность России".

Чуть раньше свое отношение к происходящему высказал и глава внешнеполитического ведомства Игорь Иванов, заявив, что некоторые европейские парламентарии делают выводы о ситуации в Чечне исходя из старых понятий холодной войны. И это несмотря на то, что Москва открыта к диалогу, что глава МИД РФ вчера еще раз подтвердил.

Эти слова Иванов произносил на встрече с гостями из Евросоюза: верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой и председателем руководящей "тройки", министром иностранных дел Португалии Жайми Гамой. Это весьма символично, поскольку отношения России с внешним миром вряд ли сильно изменятся только из-за решения ПАСЕ. Евросоюз намерен продолжать развивать диалог и партнерство с Москвой, о чем еще раз было недвусмысленно заявлено вчера. А председатель "тройки" Жайми Гама лишь подтвердил вчерашний прогноз "НГ" и малозначительность вердикта ПАСЕ, заявив, что решение, вынесенное в Стасбурге, является лишь предупреждением. При этом он подчеркнул, что Россия является членом Совета Европы и привержена его принципам и уставу.

Последовала и реакция главы Российского государства. Владимир Путин не уверен, что в ПАСЕ совсем не разделяют позицию России по Чечне. Он заявил вчера, что, по его мнению, решение ПАСЕ связано с недостатком информации и с недостатком осознания опасности тех процессов, которые происходят на Северном Кавказе и в некоторых странах Азии. Но, несмотря на это решение, Россия настойчиво и терпеливо будет разъяснять свои позиции и будет стремиться к тому, чтобы интегрироваться в Европу, подчеркнул Владимир Путин.

* * *

ДЕЛЕГАЦИЯ депутатов российской Госдумы в составе 30 человек во главе с председателем Комитета по международным делам Дмитрием Рогозиным прибыла в Страсбург с самыми благими намерениями и четко обозначенной целью - дать ясную картину ситуации в Чечне и представить квалифицированные объяснения на этот счет уважаемому собранию из представителей 41 страны. С первых же контактов нашей делегации стало ясно, что настроение здесь взвинченное, в отношении России царит предвзятость. Тем не менее в результате обстоятельной разъяснительной работы с европейскими коллегами произошли некоторые сдвиги в их понимании обстановки в этом неспокойном регионе нашей страны.

Однако при обсуждении темы, при выработке текста основного документа по итогам дискуссии, и особенно при внесении нескольких десятков поправок, выявились откровенно антироссийские тенденции, ослепленно злобные суждения. Во-первых, это была целая группа заранее враждебно запрограммированных делегатов, особенно из стран Балтии, Голландии, Великобритании, Венгрии. Во-вторых, присутствие альтернативной точки зрения в российской делегации: в первую очередь речь идет о депутате от СПС Сергее Ковалеве (кстати, фракция вчера заявила, что не поддерживает его позицию). Своим поведением и демонстративным голосованием всегда против России он, безусловно, повлиял на итог голосования. Наконец, в-третьих, повлияло и странное поведение группы депутатов ПАСЕ типа лорда Джадда, который, побывав в Чечне и убедившись в жестокости чеченских бандитов, по возвращении стал вдруг в позу их защитников, хотя ранее сам же утверждал обратное.

В результате такого расклада вектор сил сложился не в пользу российской делегации. Дмитрий Рогозин рассказал корреспонденту "НГ": "Нам все-таки удалось добиться принятия ряда поправок в резолюцию по Чечне, отвести некоторые крутые. Однако силы были неравные. Причем в самом процессе обсуждения и принятия поправок сквозила преднамеренная тенденциозность. Судите сами. Путем голосования сняли такую нашу поправку: "Российская сторона может вести переговоры только с теми, кто отказывается от применения насилия". Спрашивается, почему отвели такую поправку? Когда в резолюцию была вставлена поправка о том, чтобы лишить нашу делегацию права голоса, я принял решение покинуть зал заседаний в знак протеста против такой дискриминации России. Я исходил из того, что для нас не может быть паллиативных решений. Такой поворот был нами предусмотрен заранее, мы рассчитывали на чувство гражданской солидарности всех членов делегации. Однако этого, увы, не произошло: в зале остались Сергей Ковалев и "яблочники" Шишлов и Иваненко. В общем, наш уход был ответом на предвзятость и враждебность, мы заморозили свое участие в работе сессии до голосования резолюции, которая была принята большинством всего в 9 голосов".

Дальнейший ход, который предпримет российская сторона, - это, как говорит Дмитрий Рогозин, подробное и всестороннее обсуждение в Думе происшедшего инцидента в Совете Европы на заседании уже 11 апреля, а также на Совете безопасности в понедельник.

Видимо, для наших депутатов от всех партий и течений настало самое время решить этот вопрос принципиально и не дожидаясь дальнейшего измазывания России дегтем в стенах Дворца Европы, - быть или не быть в Совете Европы? Надо внимательно все взвесить и вдуматься в такие факты: Россия, как самая крупная страна в этой организации, является основным вкладчиком в казну Совета Европы, внося в нее ежегодно 25 миллионов долларов! И что мы с этого имеем? Оплеухи в виде нападок и предвзятой критики. Теперь и откровенную дискриминацию, фактическое отстранение от работы в этой финансируемой нами организации. На нынешней сессии ПАСЕ во время обсуждения очень важных вопросов в рубку переводчиков стараниями председателя Юридической комиссии немца Бандика не были допущены русские переводчики-синхронисты, что лишило наших представителей участия в работе этого органа. Более того, в стенах Храма прав человека на наши же деньги совершенно незаконно пригрели двух "официальных представителей Ичкерии" - Эдигова и Тутакова, один из которых при прямом попустительстве службы безопасности набросился на депутата от Дагестана Казбека Махашева. Такова реальность этой организации, "стоящей на страже прав человека".

Страсбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1360
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
997
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1197
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
774

Другие новости