0
702
Газета В мире Интернет-версия

04.12.2001 00:00:00

Второй этап глобального "наступления на терроризм" начался

Тэги: афганистан, талибы


Сдача талибами Кундуза и высадка американского десанта под Кандагаром ознаменовали окончание первой стадии военной операции США и их союзников в Афганистане, завершение того периода, когда натовцы предпочитали воевать силами своих союзников из Объединенного исламского фронта (антиталибской коалиции), более известного широкой публике как Северный альянс, помогая им главным образом ракетно-бомбовыми ударами (Россия, в свою очередь, снабжала антиталибские силы оружием). Отдельные сухопутные операции американских или британских спецподразделений были, как правило, краткосрочными. Встречая серьезное сопротивление, спецназовцы предпочитали ретироваться. Теперь же Пентагон объявил о начале наземной фазы операции в Афганистане. И в отличие от советских пропагандистов конца 70-х - 80-х гг., говоря о своем военном присутствии в Афганистане, американцы не прикрываются стыдливой формулировкой "ограниченный контингент".

В последние недели диппредставители антиталибской коалиции непрерывно рассылали победные реляции о том, что талибы сдаются-де тысячами, что боевой дух движения "Талибан" сломлен и т.д. Неплохой иллюстрацией к подобной "пиаровской" кампании Северного альянса послужил недавний бунт пленных талибов под Мазари-Шарифом, городом, прославившимся куда более длительным сопротивлением наступлению "северян", нежели Кундуз. 25 ноября пленникам, среди которых было 300 иностранцев, удалось захватить цитадель Кала-и-Джанги. Бой шел целый день, погибли сотни людей. Разгромить мятежников, судя по всему, удалось лишь при помощи американцев и англичан.

Обреченность, с которой выходцы из арабских стран, Пакистана и Чечни сражались в Кала-и-Джанги, вполне понятна. Солдаты Объединенного фронта с ними не церемонятся, постоянно приходит информация о жестоких расправах над попавшими в плен чужеземцами. Не случайно после падения Кундуза в этот город был строжайше перекрыт доступ всем журналистам. Новая власть заботится о своем международном реноме, и ей совершенно ни к чему публикации и тем более кино- и фотосъемки сцен кровавых расправ, даже если это расправы с наемниками.

За последние дни в афганской кампании заявил о себе еще один новый фактор - давно лелеемое американцами появление на военно-политической сцене оппозиционного талибам пуштунского движения. Наибольшую активность проявляет пуштунский командир Абдул Джаббар, вошедший в непосредственный контакт с американскими военными и действующий в районе Кандагара.

Среди лидеров Объединенной фронта царит воодушевление. Министр иностранных дел антиталибского правительства Абдулла Абдулло сразу после высадки американского десанта поспешил объявить, что силы Северного альянса окружили Кандагар и взяли в кольцо непосредственно муллу Омара и бен Ладена. "Однако операция еще не закончена и окончательного успеха придется подождать", - счел все же нужным оговориться Абдулло.

В то же время "северян" одновременно и радует и пугает активизация антиталибских формирований пуштунских племен. Радует - потому что они наконец достигают столь необходимого взаимопонимания с представителями исторически доминирующего в Афганистане этноса. Ведь деятелям Объединенного фронта давно уже надоело отмежевываться от приклеенного к ним с подачи иностранных политиков и журналистов клише "Северный альянс", постоянно подчеркивающего, что они представляют прежде всего интересы северных районов страны, где преобладают узбеки, таджики и другие национальные меньшинства. Пугающим же моментом является неизбежность появления сильного конкурента в борьбе за власть, в том случае, конечно, если значительная часть пуштунов действительно отвернется от талибов.

Наряду с афганскими партнерами США все более заметную роль играют также их союзники по НАТО. Если первая группа британского спецназа в количестве 100 человек высадилась в районе Баграма уже более двух недель назад, то теперь еще несколько тысяч британских военнослужащих готовятся к переброске в Афганистан, в связи с чем усиливается британская перевалочная база в Султанате Оман. Одновременно засуетились и немцы: резко увеличились количество военного снаряжения и вспомогательных грузов бундесвера, отправляемых из Рамштайна (федеральная земля Рейнланд-Пфальц) на базу НАТО Инджирлик в восточной части Турции, а оттуда в Афганистан. Сама Турция может не беспокоиться: одним только предоставлением базы в Инджирлике она давно и надолго авансировала свой вклад в общее "антитеррористическое дело". Так что с показательной отправкой отряда спецназовцев в Афганистан у Анкары получился перебор, вызвавший жаркие дискуссии в турецком парламенте.

В сложившейся ситуации лидер Объединенного фронта и президент Исламского Государства Афганистан (ИГА) Бурхануддин Раббани решил сыграть собственную игру в международной политике. Он неожиданно, накануне начала Боннской конференции представителей различных религиозных, политических и этнических группировок Афганистана, вылетел в Объединенные Арабские Эмираты. Раббани сумел заручиться поддержкой ОАЭ по вопросу создания "правительства национального единства", именуемого также "переходным правительством", которое возьмет на себя функции исполнительной власти на период до созыва Лойя Джирги. Министр обороны ОАЭ шейх Мохаммед бен Рашид аль-Мактум заявил, что его страна будет содействовать "возрождению Афганистана" и оказывать новому правительству как экономическую, так и военную помощь. Согласие Абу-Даби выступить в качестве спонсора формирования новой афганской государственности стало для сторонников Раббани одним из главных козырей на конференции в Бонне. Оппоненты, особенно из числа пуштунских политиков, давно упрекали президента ИГА в излишнем сближении с Москвой. Заслуженно или нет - другой вопрос. Слишком многие афганские полевые командиры с подозрением относились к сотрудничеству моджахедов с бывшими "оккупантами". А тут и пакистанские власти также сделали "жест доброй воли" в отношении старо-новой власти Афганистана, арестовав 20 сотрудников талибского консульства в Карачи по подозрению в "пособничестве террористической деятельности". По некоторым данным, разумеется, из неофициальных источников, в ОАЭ Раббани встречался и с пакистанскими представителями. Очевидно, что он добивается признания его правительства официальным Исламабадом, самым красноречивым свидетельством чему стало приглашение в правительство талибов, порвавших со своим руководством. Среди первых в очередь встал бывший замминистра внутренних дел "Талибана" мулла Хаксар. Приветствовав Хаксара, которого раньше не признавал даже обычным муллой, Раббани заявил, что готов сложить свои полномочия, как только основные политические силы Афганистана договорятся о формировании переходного правительства.

В Вашингтоне между тем рассматриваются все новые планы расширения военной сферы антитеррористической кампании. Победный перелом в афганской кампании позволил начать открытие новых фронтов. Группы американских спецназовцев уже отправились на Филиппины, одновременно самолеты ВВС США начали разведывательные пролеты над Сомали. У Вашингтона все сильнее проявляется соблазн под сурдинку антитеррористической кампании провести "зачистку" неугодных ему режимов, где бы они ни находились.

Если Буш действительно решит открыть новый фронт, то выберет для этого гораздо более подходящее направление, на котором можно добиться быстрой и эффективной победы. Скажем, ослабленное многолетней гражданской войной Сомали, которому США не могут простить позорного поражения 1993 г., или Либерия, путающая американским компаниям карты в игре на мировом алмазном рынке. А может быть, и Мьянма, к грехам которой всегда можно приплюсовать "пособничество наркобизнесу". Да и у себя под боком, в Латинской Америке, можно найти неугодных правителей, кого можно обвинить в поддержке международного терроризма.

Впрочем, на повестке дня вполне может оказаться помощь лояльным Америке режимам в борьбе с местными религиозными радикалами. Тут и Алжир, и Филиппины, и Йемен. Операция в поддержку правительства Али Абдаллы Салеха, например, наверняка будет приветствоваться соседними Саудовской Аравией и Оманом, чьи властные элиты однозначно поддерживают физическую ликвидацию "революционных исламистов" на родном Аравийском полуострове.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
297
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
241
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
342
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
318

Другие новости