Британский премьер призывает усилить дипломатический нажим на Иран.
Фото Reuters
Война слов между Лондоном и Тегераном, вызванная арестом иранцами пятнадцати английских моряков и морских пехотинцев в устье реки Шатт-эль-Араб, приобретает все более резкие формы. Британия объявила, что замораживает двусторонние отношения с Ираном, а иранцы показали по государственному ТВ плененных моряков. Форин офис назвал такой шаг «абсолютно неприемлемым».
В центре пропагандистской схватки оказалась 26-летняя Фэй Тэрни, имеющая звание старшего матроса. На видеокадрах, воспроизведенных многими мировыми телевизионными каналами, Тэрни в черном платке на голове, явно нервничая, выкуривает сигарету и признает, что британцы «вторглись в иранские воды». Это признание повторяется в письме, адресованном «маме и папе», которое также было показано по ТВ. В нем Фэй выражает сожаление, что надувная патрульная лодка зашла на иранскую территорию, и сообщает: иранцы гостеприимны и относятся к пленникам «по-дружески».
Неизвестно, отредактировали ли иранские телевизионщики «интервью», но слова старшего матроса полностью идут вразрез с данными, которые обнародовало британское военно-морское ведомство. Оно опубликовало прежде секретные морские карты, фотографии и навигационные координаты. Эти документы свидетельствуют: британская лодка, проверявшая груз на торговом судне, находилась на расстоянии 1,7 морской мили от иранской части устья, когда ее под дулами автоматов захватили «революционные гвардейцы».
Выступая в Палате общин, Тони Блэр призвал усилить дипломатический нажим на Тегеран, с тем чтобы «иранское правительство осознало свою полную изоляцию в этом вопросе». В то же время премьер-министр утверждал: моряки поступили правильно, не открыв огонь, поскольку это привело бы к многочисленным жертвам.
Лондон поначалу полагал, что «революционные гвардейцы» провели операцию на свой страх и риск, не получив одобрения высших государственных инстанций. Тем более что президент Ахмадинежад, тесно связанный с «гвардейцами», пока хранит молчание по поводу инцидента. Английские дипломаты рассчитывали, что Тегеран предпочтет не раздувать конфликт и без лишней шумихи вернет моряков. Но, как видно из высказываний официальных лиц в Лондоне, теперь они уверены, что арест был сознательной провокацией, одобренной в иранских верхах.
Из-за спора о том, кому принадлежит контроль над устьем реки, уже отдали жизни сотни тысяч иракцев и иранцев.
Последний раз конфликт напомнил о себе в 2004 году, после американо-английской оккупации Ирака. Тогда иранцы захватили восемь моряков королевского флота в Шатт-эль-Араб, но вскоре передали их британскому посольству в Тегеране. И вот новый инцидент. Очевидно, иранское руководство, несмотря на неблагоприятную реакцию мирового сообщества на его действия в ядерной области, решило показать Западу, что не боится идти на конфронтацию во имя защиты своих интересов.
Результат – не только скачок цен на нефть, но и обострение ситуации в Персидском заливе. Нагнетанию напряженности способствуют маневры ВМС США, начавшиеся на этой неделе.
![]() Иранцы демонстрируют свое гостеприимство. Фото Reuters |