Трехчасовая встреча делегаций двух стран при посредничестве малайзийского премьера Анвара Ибрагима оказалась результативной. Фото Reuters
В Малайзии состоялись переговоры по прекращению огня между Таиландом и Камбоджей. На прошлой неделе старый территориальный спор перешел в стадию обмена массированными ударами вдоль границ. Погибло более 35 человек, однако к началу мирного процесса их подтолкнули не жертвы, а вмешательство США. Президент Дональд Трамп пригрозил, что не будет заключать с Камбоджей и Таиландом торговых соглашений, пока те не сядут за стол переговоров. В результате встречи стороны договорились прекратить боевые действия в полночь 28 июля.
Недалеко от столицы Малайзии Куала-Лумпура, в городе Путраджайя, прошли переговоры между и.о. премьер-министра Таиланда Пхумтхамом Вечаячаем и главой правительства Камбоджи Хун Манетом. Встреча была организована малайзийским премьер-министром Анваром Ибрагимом.
Малайзия приняла переговоры в рамках своего председательства в Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В цели этой региональной организации, членами которой являются и Камбоджа, и Таиланд, входит содействие стабильности в регионе. Поэтому было ожидаемо, что она так или иначе будет способствовать установлению мира между двумя соседями. Путраджайя как город проведения переговоров тоже был выбран не случайно: именно там с 1999 года находится рабочая резиденция премьер-министра Малайзии и правительства.
Переговоры проходят на фоне обострившегося противостояния за древние храмы и прилегающие к ним территории. На них притязают и Таиланд, и Камбоджа. На спорных землях и раньше время от времени происходили провокации (когда, например, камбоджийские активисты распевали свой гимн в одном из храмов) и непродолжительные стычки армий двух стран. Однако 24 июля ситуация неожиданно приобрела более серьезный оборот. Что конкретно стало поводом для перестрелок, а также нанесения ракетных и авиационных ударов по позициям военных, дислоцированных вдоль границы, не совсем ясно. И камбоджийская армия, и вооруженные силы Таиланда утверждают, что они лишь оборонялись и первый удар нанесла другая сторона.
Последний раз таиландско-камбоджийская конфронтация достигла такой силы в 2011 году. Тогда за две недели погибло 18 военнослужащих. В этот раз бои продолжались в течение пяти дней. За это время жертвами стало более 35 человек, более 200 тыс. вынуждены были покинуть свои дома. Страшно представить, к чему привело бы двухнедельное противостояние такой же интенсивности, но 28 июля стороны наконец сели за стол переговоров.
Напрашивается предположение, что к переговорам стороны подтолкнул страх затяжного конфликта, из-за которого обе страны рискуют лишиться доходов от туризма, составляющих значительную часть их государственных бюджетов. Камбоджа и Таиланд могут позволить себе боевые действия сейчас, в сезон дождей, но не осенью, когда надо будет готовиться к притоку туристов после смены погоды в ноябре-декабре. Однако есть еще и фактор Трампа. Он снова решил проявить себя в качестве миротворца.
Президент США 26 июля провел телефонные разговоры с премьер-министрами Таиланда и Камбоджи. Трамп заявил, что отказывается заключать торговые соглашения с участниками конфликта, пока те не активизируют дипломатические усилия, чтобы прекратить боевые действия. И Таиланду, и Камбодже грозят пошлины в размере 36%, которые начнут действовать с 1 августа.
На следующий день после предупреждений американского президента Пномпень и Бангкок положительно ответили на предложение Анвара Ибрагима провести встречу в Малайзии. Трамп после этого тут же заявил, что ему (лично ему!) удалось добиться мира, хотя в день проведения переговоров обстрелы продолжились. Об атаках противника сообщила как камбоджийская, так и таиландская армия.
После трехчасовых переговоров Анвар Ибрагим заявил, что Камбоджа и Таиланд договорились о «немедленном и безоговорочном» прекращении огня. Было решено провести «неформальную» встречу военачальников обеих стран 29 июля, а 4 августа состоится совещание военных атташе во главе с председателем АСЕАН. Подробности переговоров разглашены не были – лидеры государств практически сразу после объявления о прекращении огня удалились, не ответив на вопросы журналистов.
Несмотря на то что США действительно сыграли важную роль, чтобы заставить стороны начать переговоры, старший научный сотрудник Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН Елена Фомичева напоминает, что Трамп никакой не миротворец. «Президент США стремится воспользоваться конфликтом между Таиландом и Камбоджей, чтобы достичь своих целей», – объясняет эксперт. Из-за того, что американцы обложили китайские товары непомерными 30-процентными таможенными тарифами, некоторая продукция экспортируется через Таиланд. Так производители избегают высоких пошлин. Когда в США эту схему раскрыли, на Бангкок начали оказывать серьезное давление, в том числе угрозами ввести тарифы, считает Фомичева. «США являются важным рынком сбыта и одним из основных торговых партнеров Таиланда. Если торговое соглашение не будет достигнуто, это станет серьезным ударом по экономике», – говорит она. Из-за этого манипуляции Трампа и оказываются эффективными.
Что касается того, насколько долго между Камбоджей и Таиландом продержится прекращение огня, говорить сложно. «Боевые действия могут остановиться и на несколько лет, и на какое-то непродолжительное время. Многое зависит от заинтересованных в конфликте сторон, например Китая и США, а также внутриполитических сил. Например, территориальным спором может воспользоваться таиландская оппозиция для борьбы с коалиционным правительством», – заметила Фомичева.