Президент Сербии Александар Вучич продемонстрировал, на какие именно товары будет снижена наценка.
Фото с сайта www.predsednik.rs
Президент Сербии Александар Вучич, некоторое время назад пообещавший «решительные меры» против продолжающихся уже девять месяцев протестов, раскрыл, что имеет в виду. Оказалось, что это не его отставка, не новые выборы, не репрессии, а планы правительства по поддержке населения. Они коснутся кредитной ставки, наценок на товары и цен на электроэнергию и дрова. План президента в случае его реализации может оказаться более удачным способом заручиться поддержкой колеблющихся сербов и удержать власть в стране, чем репрессии и выборы.
На пресс-конференции 24 августа Вучич объявил о принятии широкомасштабных мер по повышению уровня жизни и сдерживанию инфляции. Они включают в себя ограничение наценок до 20% для более чем 3 тыс. товаров (до этого максимальная маржа составляла 45%), снижение ставок кредитования и увеличение скидок на электроэнергию и дрова для уязвимых слоев населения: малоимущих, пенсионеров и ветеранов. Вучич также объявил о том, что планируется внести изменения в закон о судебных приставах. Так, у должника нельзя будет конфисковать жилье, если это единственное недвижимое имущество и оно меньше 60 кв. м.
Большая часть мер, которые президент назвал «чудодейственными», вступит в силу с 1 сентября. Ожидается, что они помогут снизить цены почти на всю продукцию и затормозить рост уровня инфляции, который в июле достиг 4,9%.
Это и есть те самые «решительные меры», которые сербский президент анонсировал неделю назад (см. «НГ» от 18.08.25), хотя протестующие наверняка ожидали заявления о проведении досрочных парламентских выборов. С помощью расширения социальной поддержки Вучич надеется прекратить студенческие демонстрации или, по крайней мере, укрепить поддержку среди лояльных ему сербов. Сторонники нынешнего президента 23 августа уже провели проправительственные митинги в нескольких городах. В Панчево перед администрацией собралось около 2 тыс. жителей, которые держали плакаты «Не отдадим Сербию», «Граждане против блокад», «Хотим учиться», «Хотим работать».
Цель мобилизовать верный Вучичу электорат может оказаться более чем достижимой. Как бы нынешнего президента ни обвиняли в авторитаризме, у многих сербов он ассоциируется со стабильностью и развитием. Газета New York Post напоминает, что, пусть в последние месяцы инфляция и возросла, безработица в стране находится на рекордно низком уровне. Отмечается также сокращение государственного долга и стабильный поток иностранных инвестиций. На этом фоне обвинения в коррупции в адрес нынешнего правительства могут казаться сербам не такими значимыми, хотя именно с них и начались протесты, вспыхнувшие с новой силой в этом месяце. В ноябре 2024 года на недавно отремонтированной железнодорожной станции в Нови-Саде обрушилась крыша, что привело к гибели 16 человек и разожгло дискуссию о взяточничестве при осуществлении государственных проектов.
В условиях, когда президент объявляет о широких мерах поддержки населения и создает имидж заботливого лидера страны, протестующие студенты и оппозиция оказываются в невыгодном положении. У них, по существу, есть один лозунг-требование: уход Вучича из-за того, что он долго находится у власти и, предположительно, коррумпирован. Ничего помимо этого они предложить не могут. Оппозиция не может взять на вооружение даже повестку сближения с Западом и вступления в Евросоюз. Вучич сам сторонник евроинтеграции. Своих оппонентов он как раз обвиняет в том, что они, сталкивая Сербию в хаос, препятствуют этому процессу. А отношения с Брюсселем у него выстроить получилось. Противники Вучича убедились в этом неделю назад, когда посол ЕС в Сербии Андреас фон Бекерат отказался встать на их сторону. Он обратился ко всем политическим силам Сербии с призывом «снизить напряженность». Это можно расценить как свидетельство того, что Брюссель сделал завуалированную ставку на победу Вучича.
Объективно ситуация складывается сейчас не в пользу оппозиционеров. При достаточно сильной поддержке Вучича и за рубежом, и в стране (по крайней мере за пределами Белграда), им будет трудно добиться проведения досрочных парламентских выборов и тем более отставки президента. Однако и протестующие в ближайшее время вряд ли так просто покинут улицы сербских городов: не стоит ожидать, что обещаний повысить уровень жизни для них будет достаточно, чтобы разойтись по домам.