В случае несговорчивости Египта Израиль может лишить его газа из месторождения «Левиафан». Фото Reuters
Израиль и Египет организовали контакты по линии армии и спецслужб, чтобы обсудить ситуацию на Синайском полуострове. Каир нарастил военное присутствие в этом регионе, граничащем с сектором Газа, опасаясь, что тысячи палестинцев, бегущих от боевых действий, прорвутся на его территорию. Усиление военного присутствия на Синае бросает вызов мирному договору между Египтом и Израилем. По условиям договора египетские власти не могут размещать в пограничном районе слишком много военных и техники.
О том, что Израиль и Египет инициировали переговоры в сфере безопасности, сообщили источники катарского издания «Аль-Араби аль-Джадид». По их словам, консультации состоялись в Каире по запросу правительства, возглавляемого премьером Биньямином Нетаньяху, и в координации с администрацией президента США Дональда Трампа.
В состав израильской делегации вошли представители Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) и спецслужб. По словам одного из источников, основной темой стала обстановка в пограничье. Египет выразил протест против близкого размещения к своей территории вышек связи, оснащенных средствами видеонаблюдения, в то время как Израиль передал свои опасения по поводу растущего числа египетских сил на Синае.
На днях израильские источники портала Axios проинформировали, что правительство Нетаньяху обратилось к США с жалобой на Египет. Так, еврейское государство передало союзнику свою обеспокоенность усилившейся военной активностью африканского соседа в тех районах Синайского полуострова, где в соответствии с мирным соглашением 1979 года должно быть только ограниченное военное присутствие. Разведка Израиля, в частности, сочла, что Каир приступил к расширению боевой инфраструктуры в этом регионе, модернизируя взлетно-посадочные полосы на местных авиабазах и выстраивая подземные коммуникации двойного назначения, которые, по версии еврейского государства, могут оказаться на деле ракетными хранилищами.
Египет после поражения в Шестидневной войне был первым государством арабского мира, официально признавшим Израиль. Двусторонний мирный договор 1979 года устанавливал, что Арабская Республика не может иметь неограниченное количество военных и единиц боевой техники на Синае. К примеру, на территории полуострова могут находиться только 26 тыс. египетских военных, а вблизи пограничья допускается дислокация только небольшой группы представителей аппарата безопасности. Нередко по обоюдному согласию правила нарушались. Например, так было в случае, когда Египту нужно было нейтрализовать ячейки исламистских группировок, нередко пытавшихся обосновать свою инфраструктуру на Синайском полуострове.
Но война в секторе Газа, длящаяся без малого два года, значительно ослабила доверие между соседями и, судя по всему, повысила риски пограничных столкновений.
Недавно власти Египта отвергли информацию, что они наращивают военную инфраструктуру на Синайском полуострове. «Присутствие военных на Синае необходимо в первую очередь для защиты египетских границ, предотвращения там терактов и пресечения деятельности контрабандистов, – говорилось в заявлении египетских властей. – Египет по-прежнему придерживается всех положений мирного соглашения (с Израилем. – «НГ»)». При этом в Каире отметили, что «считают абсолютно неприемлемым расширение военных операций в секторе Газа» и выступают против «плана выселения палестинцев с их территорий».
После начала войны в Газе египетское руководство опасается, что Израиль сознательно выдавливает мирное население палестинского анклава на территорию Африки. Заявления Трампа о намерении превратить Газу в «ближневосточную Ривьеру» этот страх только усилили. По некоторым подсчетам, нынешняя фаза военной операции Израиля, которая предполагает захват густонаселенного города Газы, может заставить до 1 млн палестинцев из Газы двинуться на Синайский полуостров. Каир полагает, что в числе беженцев будут и активные члены ХАМАС, которые попытаются установить огневые точки на Синае.
Конфронтационный фактор создают и действия Израиля по устранению видных членов ХАМАС. Вполне вероятно, совершенная 9 сентября в Катаре еврейским государством операция «Огненная вершина», направленная против политических представителей ХАМАС, оставила у Каира четкое ощущение, что он может стать следующей военной целью. Египет не только принимал у себя хамасовских переговорщиков, но и в последние годы дал убежище лидерам другой вооруженной фракции – Палестинского исламского джихада. По дипломатическим каналам Египет уже потребовал у США и Израиля четких гарантий, что он не станет местом проведения очередной «Огненной вершины».
Аналитики исследовательского центра Stratfor, близкого к ЦРУ, считают, что полномасштабная война между Израилем и Египтом маловероятна, однако «агрессивная военная доктрина» Нетаньяху повышает риски того, что даже случайные пограничные инциденты ЦАХАЛ встретит жестко. Но не менее сурово будет вынужден вести себя и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. «Если смотреть с египетской позиции, то антиизраильские настроения внутри общества и в определенных военных кругах создают политическое давление на Каир, побуждая его демонстрировать жесткость и не допускать видимости соучастия в предполагаемых преступлениях Израиля, – отдельно замечают эксперты. – В совокупности эти факторы означают, что политические споры (между соседями. – «НГ») могут спровоцировать локальные ответные действия».
Вместе с тем конфликт может переместиться в энергетическую сферу, не исключают исследователи Stratfor. «Если Египет значительно не сократит свое военное присутствие вдоль границы, Израиль может приостановить действие соглашения по газовому месторождению «Левиафан» (контракт на экспорт газа в Египет. – «НГ»), – рассуждают аналитики. – Длительный перебой в поставках побудит Египет диверсифицировать свои источники энергии, закупая больше сжиженного природного газа (СПГ). Каир уже обеспечил поставки от Saudi Aramco, Shell и Trafigura до начала 2026 года». Но, как полагают американские эксперты, на первых порах Каир не сможет быстро компенсировать ожидаемые потери от поставок из Израиля за счет СПГ.