Работодатель сразу сможет оценить уровень выпускника вуза, заглянув в его диплом. Фото агентства «Москва»
На протяжении всего 2025 года, начиная с апреля, шло публичное обсуждение контуров новой системы высшего образования. Понятно, что если бы не санкции – не было бы и отказа от Болонской системы. Кстати, трудности были с самого начала ее внедрения, но университеты терпели. На протяжении двух десятков лет честно пытались сломать советскую традиционную модель и приноровиться к западной. Как бы там ни было, сегодня Россия начинает выстраивать собственную национальную модель высшего образования.
Сначала обсуждали исключительно сроки обучения. Потому что если максимально упростить суть реформы, то она сводится к отказу от двухступенчатой системы высшего образования с делением на четырехлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру. «Две ступени» сегодня решили заменять единой программой. В ней материал организован последовательно – от простого к сложному. Обучение в вузе разбито на три уровня, каждый следующий основан на предыдущем.
Первый уровень – базовый. Здесь формируется системное понимание дисциплины. Студент получает знания, без которых невозможно дальнейшее профессиональное развитие. Сюда входят фундаментальные понятия, терминология, базовые методы анализа и начальные прикладные навыки. На этом этапе становится ясно, подходит ли человеку направление. Второй уровень – профессиональный. Здесь изучаются задачи из практики. Третий уровень – углубленный. Студент проходит подготовку, ориентированную на научную, педагогическую или инженерную деятельность. Обучение включает элементы научного поиска, разработку собственных решений и участие в исследовательских проектах.
Эта система, как надеются ее разработчики, должна обеспечить подготовку полноценных специалистов, которых можно оценить в «один такт». Чтобы, открывая диплом молодого специалиста, работодатель сразу понимал, кого и с какой квалификацией подготовил вуз.
Первым важнейшим принципом новой системы будет индивидуализация обучения. Это предполагает адаптацию образовательных программ под конкретные нужды каждого студента. В Минобрнауки РФ планируют осуществлять интердисциплинарный подход: он способствует интеграции знаний из разных областей. И наконец, практическая ориентированность – еще один ключевой аспект новой образовательной модели. Учебные программы будут разработаны таким образом, чтобы студенты могли приобретать не только теоретические знания, но и практические навыки на реальных примерах и проектах.
Изменится место аспирантуры. Из третьей ступени высшего образования, как сейчас, она станет отдельным видом профессионального образования, нацеленным на подготовку научно-педагогических и научно-исследовательских кадров. Главный критерий эффективности – успешная защита диссертации.
Конечно же, никуда не уйти и от цифровизации образовательного процесса. Современные технологии позволяют использовать онлайн-курсы, платформы для дистанционного обучения и различные образовательные ресурсы, что делает обучение более доступным и гибким.


