Истребители Eurofighter Typhoon станут для Анкары альтернативой американским машинам. Фото Reuters
Турция получит первую партию многоцелевых европейских истребителей Eurofighter Typhoon в начале 2026 года. Об этом сообщил министр национальной обороны республики Яшар Гюлер по итогам визита в Анкару премьер-министра Великобритании Кира Стармера. Самолеты четвертого поколения, которые Турция намеревается получить у Соединенного Королевства, а также Катара и Омана, должны стать альтернативой поставкам американских машин F-16. Их Турция, несмотря на позитивные отношения с администрацией президента США Дональда Трампа, до сих пор не получила.
Гюлер заявил, что начало поставок Eurofighter в Турцию намечено на первые месяцы 2026 года. «Турция планирует закупить 12 истребителей Eurofighter у Катара, 12 – у Омана и 20 – у Великобритании», – уточнил глава турецкого военного ведомства.
О том, что в Анкару скоро прибудет продукция общеевропейского консорциума, Гюлер объявил по итогам визита Кира Стармера в Турцию, в ходе которого обсуждалось укрепление двустороннего сотрудничества в сфере обороны. В ходе поездки глава британского правительства посетил командование авиабазы Мюртед, которая расположена в 35 км от Анкары. В делегацию Стармера также вошли министр обороны Джон Хили и командующий ВВС генерал-полковник Харв Смит.
В ходе контактов со Стармером Турция подписала соглашение о покупке 20 истребителей Eurofighter Typhoon на 8 млрд фунтов (10,7 млрд долл.). Это первый контракт с 2017 года на закупку производимых в Европе истребителей и самый крупный в этой сфере за последние 20 лет, уточнили в Лондоне. О приобретении таких же самолетов президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вел переговоры во время своего аравийского турне в Кувейт, Катар и Оман с 21 по 23 октября. «Обсуждения продолжатся. Мы хотим как можно скорее завершить эти переговоры и еще сильнее укрепить наши ВВС. С приобретением этих самолетов наши ВВС станут сильнее», – объявил Эрдоган журналистам своего пула по возвращении из турне по государствам Персидского залива.
Не все машины в рамках этих поставок будут абсолютно новыми. По предварительным данным, от 12 до 24 европейских истребителей четвертого поколения, которые собирается приобрести Анкара, уже находились в употреблении. Их должны поставить страны Персидского залива. От 16 до 28 единиц этой авиационной техники будут свежими. Вероятно, они поступят от британской стороны. На поздних этапах к поставкам истребителей может подключиться и Германия, которая имеет возможность экспортировать до 40 машин. В июле этого года правительство Германии одобрило будущую сделку по Eurofighter Typhoon с Турцией, хотя соответствующий запрос турецкая сторона направляла Берлину еще два года назад.
«Мы считаем Турцию надежным союзником по НАТО и хотим совместно укреплять наш оборонный альянс, поэтому поставки ей истребителей Eurofighter для нас являются вполне естественными, – заявил 17 октября министр иностранных дел ФРГ Йоханн Вадефуль. – Они будут использоваться для защиты альянса». Отвечая на вопрос о том, когда Анкара и Берлин заключат контракт на поставку Eurofighter Typhoon ближневосточному члену НАТО, Вадефуль ответил: «Думаю, что это произойдет в ближайшее время, возможно, в течение этого года».
В течение последних лет Турция пытается модернизировать свой авиапарк, состоящий в основном из американских истребителей F-16, и добиться от властей США возобновления контракта на поставку многоцелевых истребителей пятого поколения F-35, из программы которых Анкара была исключена семь лет назад – из-за покупки российских средств ПВО С-400. Несмотря на успешные переговоры между лидерами Турции и США в конце сентября, по-видимому, «самолетный» вопрос остается в подвешенном состоянии. Против Анкары продолжают действовать официальные американские санкции, введенные из-за российских «четырехсоток».
Несмотря на все успехи собственной оборонной промышленности, Турция не может закрыть авиационные потребности самостоятельно. Вывести на конвейер национальный истребитель пятого поколения KAAN, который прошел успешные испытания в прошлом году, Анкара, по оценкам Эрдогана, сможет только через пять лет. Серийное производство турецкого многоцелевого истребителя является частью национальной Стратегии развития промышленности и технологий до 2030 года. Летом этого года турецкая оборонная компания TAI и вовсе объявила, что полноценно воспользоваться своими самолетами KAAN Анкара сможет только в 2032 году. Ожидается, что к этому моменту KAAN может использовать уже некоторые технологии шестого поколения.
Сама интеграция Eurofighter Typhoon в турецкую систему ВВС не выглядит простой. Как отмечает газета «Тюркие», несмотря на все преимущества, переход на европейский истребитель потребует высоких затрат с точки зрения эксплуатации. Отдельно Анкаре придется разработать и укрепить новые цепочки поставок в сфере логистики и технического обслуживания, замечает «Тюркие». По ее предположениям, процесс также не лишен рисков в связи с возможным введением санкций против Турции европейскими союзниками из-за сохраняющихся политических разногласий по широкому кругу вопросов.

