Страны ЕС согласовали, но не приняли бюджет на новый финансовый год. Фото Reuters
Евросовет и Европарламент согласовали параметры бюджета ЕС на 2026 год. В нем будут заложены повышенные траты на оборону, которые, однако, окажутся все же меньше расходов на решение миграционной проблемы. Судя по дискуссиям о бюджете, финансирование Украины не представляет для ЕС серьезной проблемы, однако желание по максимуму задействовать в этом деле арестованные российские активы (их сумма превышает 200 млрд евро) в руководстве Евросоюза определенно есть.
Первоочередная задача руководящих органов Объединенной Европы на ближайший месяц – это принятие бюджета на следующий год в рамках семилетнего бюджетного плана ЕС. Переговоры, которые шли под председательством министра финансов Дании Николая Ваммена, увенчались успехом. Теперь их требуется утвердить. На уровне Евросовета это будет сделано скорее всего 24 ноября.
Достигнута договоренность на уровне глав финансовых ведомств стран ЕС о том, что в 2026 году обязательства в рамках бюджета (то есть юридическое обещание расходовать средства на цели, достижение которых рассчитано на несколько лет) составят 192,8 млрд евро. Общий размер платежей, покрывающих расходы, возникшие в связи с этими обязательствами в 2026 и 2025 финансовых годах, составит 190,1 млрд евро. Разрыв между этими двумя параметрами – больше всего в статье «Миграция и управление границами». Обязательства составили 5,018 млрд евро, платежи – 3,887 млрд евро. Для сравнения: те же траты в графе «Оборона и безопасность» – 2,813 и 2,253 соответственно. Еще одно свидетельство, что противостояние РФ и поддержка Украины пока представляет для ЕС меньшую проблему, чем борьба с нелегальной миграцией. Именно в связи с последней темой возникают непредвиденные расходы и самые трудноразрешимые споры, кто за что должен платить и за что отвечать. Весьма символично, что накануне соглашения по бюджету в ЕС обострились споры о нагрузке, которую несут члены объединения в связи с приемом беженцев. Еврокомиссия заявила 11 ноября, что шесть стран Евросоюза (Польша, Болгария, Чехия, Эстония, Хорватия и Австрия) могут не выполнять требования Пакта о миграции. Согласно этому документу, соискатели убежища должны распределяться между всеми государствами, входящими в ЕС. По существу, это признание, что власти шести стран категорически не собираются увеличивать на своей территории число беженцев и в Брюсселе не видят возможности вынудить их это сделать.
На этом фоне финансовая поддержка Украины выглядит вопросом, к решению которого в ЕС как-то приспособились и по которому сюрпризов в обозримом будущем не ожидается. Денег на нее хватает, но при этом есть и желание более активно задействовать российские арестованные активы без их конфискации. Сейчас руководство ЕС вдохновляет идея так называемого репарационного кредита в размере минимум 140 млрд евро. Это российские средства, из которых в долг предполагается финансировать Украину. Прежняя схема использования российских активов, когда Киеву выделялись лишь проценты от замороженного, скоро не будет работать, сигнализируют в руководстве ЕС. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о том, что таким путем Украине перечислено 6 млрд евро. Это, учитывая украинские потребности, не так уж много. Между тем, как предупредила фон дер Ляйен, давать РФ возможность выиграть время и затягивать с началом «реальных переговоров с Украиной» нельзя. «Мы должны продолжать повышать стоимость войны для России», – сказала она.
Однако для «репарационного кредита» пока не определены гаранты. Это на сегодняшний день самая сложная проблема, стоящая на пути реализации данного замысла. Руководство Еврокомиссии отстаивает идею, что гарантами должно быть не ЕС, а отдельные страны ЕС. Найти их не так-то просто: возложить на свой национальный бюджет лишние расходы желающих в правительствах Европы немного. Впрочем, саму идею «репарационного кредита», как подчеркнул на днях еврокомиссар по вопросам экономики Валдас Домбровскис, большинство стран ЕС поддерживают. Он также обозначил еще одну новую для европейцев проблему, связанную с российско-украинским конфликтом, которую им в ближайшее время предстоит решить. В действующем сейчас многолетнем бюджетном плане ЕС (с 2021 по 2027 год), принятом до начала противостояния Москвы и Киева, по выражению Домбровскиса, «нет пространства для финансирования Украины». Поэтому в документ потребуется вносить корректировки, а значит, по ним будут и новые споры.

