19–20.12. Премьера. «Гедда Габлер». Постановка Миндаугаса Карбаускиса. Театр «Мастерская Петра Фоменко».
Ибсена у нас ставят нечасто. Правда, несколько лет назад как раз «Геддой Габлер» дебютировала в Москве Нина Чусова (ее спектакль вышел на малой сцене театра «Сатирикон»). И до сих пор в репертуаре Театра имени Маяковского держится «Нора», где заглавную роль играет Евгения Симонова (спектакль был поставлен Леонидом Хейфецом лет пять назад). Только что, под занавес Года Германии, в Москве сыграли «Нору» в постановке Томаса Остермайера, одного из первых радикалов нового европейского театра.
Миндаугас Карбаускис к радикалам никогда не тянулся, да и радикалами нашими особо не ценится. Радикалы, как всегда, держатся друг за друга, восхищаются сами собой. Карбаускис – скорее традиционалист, хотя в «Дяде Ване», которого минувшей весной выпустил на сцене Художественного театра, кое-какие вольности себе позволил. Но – при неизменном уважении к классике.
Ученик Петра Фоменко, он возвращается теперь к учителю и своим товарищам по мастерской. Ибсен – автор вполне закономерный в ряду тех, внимание к которым он успел уже проявить: Уайлдер, Фолкнер, Хюрлиман... Психология: отдельно – мужская, отдельно – женская, в их сходстве и различиях, единстве и борьбе, – даже странно, что Ибсен так долго заставил себя ждать. Карбаускис завершил репетиции «Гедды Габлер» в «Мастерской Петра Фоменко»
Карбаускис не стал – подобно Остермайеру или Доннеллану – переносить время действия на 50 или 100 лет вперед. Костюмы, сделанные Марией Митрофановой, вполне соответствуют описываемому в пьесе времени, концу XIX века. В заглавной роли – Наталия Курдюбова. Что касается других ролей, то, надо отдать должное смелости Карбаускиса, который вслед за Табаковым решил спутать все карты, то есть в данном случае «перепутать» все известные ему театральные труппы: одну из ролей играет актер «Табакерки» Никита Зверев, другую – актриса МХТ имени Чехова Полина Медведева. Премьеру сыграют на сцене «Мастерской Петра Фоменко».