Предсказуемо непредсказуемый авангард в проекте «Кругом возможна опера».
Фото предоставлено Центром им. Мейерхольда
13–14.05. Премьера Маленького мирового театра. Центр имени Вс. Мейерхольда.
═
Все, что сопровождает грядущую премьеру Маленького мирового театра, сильно напоминает поэтические манифесты начала прошлого века. Маленький мировой театр обновляет оперу и сам музыкальный язык, стремится к расширению границ оперного искусства и заказал три оперы – видеооперу «Про это» по Маяковскому, оперетту «Электрические куклы» на сюжет Маринетти и «ДАДА-оперу» по симультанным текстам немецкого художника и поэта Курта Швиттерса. Ну а пока три российских композитора Стефан Андрусенко, Ксения Прасолова и Петр Аполлонов представляют свои одноактные камерные оперы. Эти сочинения объединяют единый состав инструментов в оркестре, общее сценографическое решение, а также единая драматургическая концепция. Сюжетами для композиторов стали произведения обэриутов – Введенского, Хармса, Терентьева. Все вместе называется «Кругом возможна опера». Концепция, сценография и костюмы Анны Колейчук, режиссеры – Александр Пономарев и Наталия Анастасьева.
Коллектив, в общем, предсказуемый: Андрусенко не первый год сотрудничает с Пономаревым, написал, к примеру, музыку к его спектаклю «Победа над солнцем» и «Елка у Ивановых» и – самостоятельно – оперу «Все» по Хармсу. Пономарев давно уже неровно дышит в сторону обэриутов, ставил «Елизавету Бам» Хармса, и не только. А авангардистка Колейчук реконструировала костюмы Степановой к «Смерти Тарелкина» Мейерхольда и сама разрабатывала объекты-одежду. И как театральный художник работала над «Превращением» в «Сатириконе» и «Победой над солнцем» в РАМТе. В общем – подельники!
Цель всего действа – воплотить в опере замыслы поэтов-будетлян, футуристов и обэриутов о создании нового театра абстрактного места действия, нелепых на первый взгляд поступков, немотивированных ситуаций и заумных слов. А выбранные для настоящей премьеры три сочинения, по словам создателей, имеют одно сходство: построение новой модели мироздания: «Старый мир разрушен и обессмыслен, и взамен ему авторы предлагают нам новое мироустройство».
Оперы будут исполнены в один вечер с небольшими перерывами. Перерывы же не будут традиционными антрактами. И они – тоже поле для звукового эксперимента, в котором электроника и приготовленные шумы соединятся с живыми инструментами, чтобы «посетители вселенского балагана» поняли, как хрупок мир: «Зритель должен почувствовать, как в щелях – зазорах между произведениями – гуляют сквозняки мироздания, а за тонкой оболочкой балагана ворочается океан времен».
Главное – не бояться.