≈ Станиславский, когда ему что-то не нравилось, говорил «Не верю!». Есть ли что-то такое в театре, во что не верите вы?
≈ О, да. Я не верю в фальшивый реализм. Тем не менее есть много вещей, в которые верю, ≈ прежде всего в честность. Для меня не важно, хорошо играют или плохо. В том, что я вижу на сцене, должна быть честность. Не правдивость, а правда, и если правды нет, то я тоже буду кричать: «Не верю!». Еще надо учитывать, что Станиславский жил в эпоху, когда не было телевидения. Мне кажется, если бы он жил сейчас, он работал бы совершенно по-другому. Не знаю, как в России, но в Канаде телевидение создает бесконечно фальшивую реальность. Все ТВ-драмы, ТВ-переживания ≈ все делается с претензией на то, что телереальность копирует жизнь. На экране телевизора ≈ как в жизни, все вроде бы настоящее, бесконечные реалити-шоу, заполонившие эфир. А на самом деле это ≈ абсолютная фальшь. Главное ≈ чтобы подобного не было на сцене. Мы же можем этого избежать.
≈ Самая фальшивая реальность ≈ это телевизионные новости.
≈ Да-да! Не знаю, как у вас, а у нас очень часто люди правду считают вымыслом, а глядя на вымысел, принимают его за правду.
≈ Недавно в интервью нашего выдающегося кукольника Резо Габриадзе я прочитал как раз об этом. Он говорит о своих ощущениях ≈ о том, что в детстве по книжкам, ему кажется, он знал об Африке больше, чем сегодня, когда телекамера влезает в любую самую далекую африканскую хижину и заглядывает там во все углы.
≈ Так и есть, это очень точное замечание. Между прочим, то же самое происходит и в музыке. Даже поп-музыка раньше была, если хотите, насыщенней. Сегодня все, что не сумели выразить музыкой и словами, с лихвой дорисует картинка. Если ты смотришь телевизор, тебе вообще не надо напрягаться: тебе все покажут, картинка все расставит на свои места. Нам дают всю пищу уже пережеванной и за нас эту еду распробовали.
≈ Питер Гэбриэл однажды сказал про вас, что Лепаж создает театр для тех, кто не любит театр. Вы с этим согласны?
≈ Мне кажется, что театр ≈ самое демократическое искусство, высшая его форма. Надо стараться делать так, чтобы между зрителями создавалось некое сообщество.
≈ Глядя на ваших актеров, все время ловишь себя на мысли, что они играют по всем правилам психологического театра, в нашем понимании ≈ по системе Станиславского. Вы-то так считаете?
≈ Конечно, метод Станиславского здесь знают, и так или иначе все мы воспитаны на нем. Единственное, что надо помнить: в Канаду система Станиславского пришла уже из Америки и вдобавок через кино. А то, как они применяют ее в кино, ≈ это совершенно другая история. Так что система Станиславского и американское видение системы Станиславского ≈ две разные вещи. Тем не менее в какой-то момент они сходятся. Поскольку мы здесь считаем себя европейцами и Квебек ≈ такая маленькая Европа, то к нам, в нашу театральную практику, пришли сразу две системы Станиславского┘
≈ И какой же вы пользуетесь?
≈ Надо сказать, что американцы в «систему Станиславского» надергали в первую очередь то, что им было нужно для кино. И потом она уже из кино пришла в американский театр в сильно деформированном виде. Поэтому американский театр очень кинематографичен и меня не очень интересует. Несмотря на то что и в России, и в Европе система Станиславского использовалась потом в кино, все-таки она гораздо более театральна. Если вы посмотрите на испанского или немецкого артиста, обязательно заметите: когда актеры выходят на сцену, они отдают себе отчет в том, что выходят на сцену. Североамериканская манера игры ≈ очень расслабленная, натуралистичная. Должно быть, как в жизни┘ Иногда они становятся уж слишком натуралистичны. Один африканский артист в нашем разговоре сказал: «Мне все время кажется, что они на сцену выходят, как на пляж». Согласитесь, есть разница в энергетике между тем, когда выходят на сцену как на пляж и когда выходят на сцену как на сцену.
≈ Как человек, который однажды находился под подозрением, скажите: что такое ≈ чувствовать себя подозреваемым? Что вы переживали, когда на вас пало подозрение в убийстве своей знакомой? И что вы почувствовали, когда нашелся настоящий убийца?
≈ Вы вспоминаете историю с «Детектором лжи» (драматическая история легла потом в основу фильма Лепажа «Детектор лжи». ≈ «КС»)? Да, это был тяжелый период в жизни. Очень важной в тот момент для меня стала мысль: что есть правда, а что ≈ нет. Я знаю, что в России долгое время это было вообще главным вопросом. Пережив этот опыт, когда с меня были сняты все подозрения, я испытал, конечно, огромное облегчение. Но я многому научился. Тогда вопрос о том, что же такое правда, очень меня занимал. И после всего случившегося я уже не мог остаться прежним.
≈ Очень многие русские писатели писали на эту тему. Почему вы все-таки не обратились к чужому литературному опыту, а начали работу над своим собственным «Детектором лжи»?
≈ Я не помню, есть ли в фильме ссылка на уже упомянутые вами слова Станиславского ≈ «Не верю». А что такое правда в театре, на сцене? Я попытался ответить на это, опираясь на слова Пикассо: «Искусство ≈ это большая ложь, необходимая для того, чтобы лучше выразить правду». Я чувствую себя очень свободным в своей лжи на сцене для того, чтобы рассказывать правду.
≈ У Станиславского было место, с которого он смотрел спектакли. Оно, кажется, и сегодня отмечено специальной табличкой. Есть ли у вас такое место, «с которого» вы ставите спектакль и смотрите его?
≈ Да, конечно. В том-то и дело, что я все время сижу на одном месте! Это ужасно. В моем театре, где сцена открыта и где все видно, как раз не надо было бы сидеть на одном месте, о чем все время забываю и недостаточно перемещаюсь. Вот вчера случайно сел рядом с вами посмотреть спектакль┘ И что увидел! Это вообще не тот спектакль, который я ставил!
Квебек–Москва
Робер Лепаж, как и Станиславский, случается, не верит.
Кресло Станиславского, сидя в котором великий реформатор сказал однажды, что театр начинается с вешалки,
и много раз кричал: «Не верю!»
Новый спектакль Лепажа ≈ «Липсинх» ≈ выйдет в феврале и будет идти 9 часов.
Здесь нет ни настоящих родителей, ни настоящей любви: везде и во всем ≈ дублеры.
По рукам: и племянница отдана в публичный дом...
Тема спектакля ≈ дубляж, в данном случае ≈ кинематографический.