0
751
Газета Кино Печатная версия

26.01.2012

Шапито нашей памяти

Тэги: кино, премьера


кино, премьера Моментами фильм напоминает сон.
Кадр из фильма

Этот фильм стал легендой буквально сразу после первого показа на Московском кинофестивале, в основном конкурсе которого он участвовал. Составители программы задвинули четырехчасовую махину на самый поздний сеанс, но народу все равно набилось полно, а к утру уже в киноманском кругу распространились восторженные слухи: Сергей Лобан снял чумовое, ни на что не похожее кино, и его нельзя не посмотреть. В финале фестиваля режиссер получил из рук председателя судейской команды, великой актрисы Джеральдины Чаплин, престижный спецприз жюри – «Серебряного Георгия».

Прежде всего оговоримся: «Шапито-шоу» – тот редкий в последнее время случай, когда имя сценариста – не просто пункт в «братской могиле» (так на киношном жаргоне называют длинные финальные титры с именами всех членов команды). Марина Потапова – полноправный соавтор фильма, и успех они с Лобаном оправданно делят на двоих. За сценарий к «Шапито» она удостоена критической премии «Белый слон», номинирована на «Золотого орла». На долю этого творческого тандема уже выпадало признание профессионалов и продвинутых зрителей – в 2005-м, когда вышла их странная, талантливая и почти безбюджетная картина «Пыль». «Шапито» делали шесть лет, набивая шишки, простаивая во время экономического кризиса. Но уж зато результат стоит таких трудов. Можно не разделять оголтелых и безоговорочных восторгов по поводу фильма, но нельзя не признать, что «Шапито» – произведение оригинальное и филигранное. Под одной «крышей» собраны четыре новеллы, в каждой из которых фокус наведен на какую-то одну ипостась человеческих отношений: «Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество». Все истории разворачиваются в одно время и в одном месте – в жарком летнем Симеизе. Это приморский крымский городок, недорогой курорт, облюбованный молодежью разного достатка. Сюжеты и персонажи аукаются сквозь новеллы: мелькнув в одной, развиваются и укрупняются в другой. Интересный прием, за которым целая философия: ты – герой драмы своей жизни, и на заднем плане у тебя ходят статисты; но у каждого из этих статистов своя драма, где тебе точно так же отведена роль фона.

После признания на ММКФ «Шапито» получило еще Гран-при фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок», приз за режиссуру на пермской «Текстуре». Штучные фестивальные показы по стране породили среди синефилов и хипстеров миф о «Шапито» как о поколенческой исповеди. «Новое культовое кино» – так выглядит один из амбициозных слоганов, заготовленных командой к началу прокатной кампании. Дело в том, что герои картины в основном находятся на жизненном отрезке от тридцати до сорока (как сами авторы) и, оказавшись в нетрезвом карнавале курорта, дают волю ностальгии по советскому детству. В фильме понатыкано множество «приветов» из прошлого, на каждом углу возникают двойники «священных чудовищ». Моментами «Шапито» напоминает сон – когда узнаешь что-то не на предметном уровне, а словно кожей. Нащупал что-то Лобан в коллективном подсознании сверстников, что реагирует на его фантомы. В новелле «Дружба» столичная компания благополучных телеработников среднего звена превращается на отдыхе в отряд пьяных пионеров. Взрослые господа с восторгом вновь нацепляют пилотки и галстуки, а в председатели своего отряда выбирают самого «железного» – как учили в детстве вожатые. Кто не размахивал зажигалками под цоевскую «Группу крови»? Кто не разучивал перед зеркалом лунную походку Майкла Джексона? Не пересматривал по десятому разу «Иглу» с тем же Цоем и Петром Мамоновым? Этим и другим кумирам нашего отрочества нашлось место на просторах четырехчасового фильма (Цой и Джексон появляются в виде своих двойников, а Мамонов, слава богу, собственной персоной). Но примечательно, что даже эти заветные сокровища юных лет поданы под толстым соусом стеба, вывернуты, сделаны эрзацем – и в этом есть правда о поколении, с молоком матери впитавшем постмодернизм, привычку выжигать иронией все живое.

«Шапито-шоу» можно посвятить фундаментальные исследования, но сейчас важнее завлечь на него людей в кинозалы, причем не только продвинутое столичное студенчество, но и публику более широкого возрастного и социального диапазона. В конце концов «Шапито» – отнюдь не только наброски к портрету последних «рожденных в СССР». Это еще и четыре любопытнейших сюжета, в которых предложены небанальные психологические этюды. Как из раздражения рождается любовь, как стая готова стать за сильного и неправого против слабого и достойного и т.д. Команда фильма приняла два нестандартных решения: во-первых, заниматься прокатом своими силами, не отдавая картину крупному дистрибьютору, а во-вторых, разделить четырехчасовой массив надвое: показывать новеллы «Любовь» и «Дружба» на одном сеансе, а «Уважение» и «Сотрудничество» – на другом (новеллы сняты так, что каждая в принципе может существовать совершенно автономно, и при показе их можно тасовать как угодно). Картина уже пошла в независимых кинотеатрах Екатеринбурга и Новосибирска (начинать прокат с городов Урала и Сибири стало в последнее время тенденцией), сегодня стартует в московских залах, имеющих репутацию очагов интеллектуального кино. Мечта авторов и продюсеров – отбить в прокате бюджет фильма, который составил 2 млн. долл. Надежду на осуществление их мечты вселяет тот факт, что предпродажи билетов на «Шапито» необычайно высоки. То есть зрители спешат забронировать места за несколько дней. Чем черт не шутит, может, «Шапито-шоу» станет первым фильмом (да еще отечественным!) за многие годы, на который будут спрашивать лишний билетик.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сделай меня роботом

Сделай меня роботом

Наталия Григорьева

Автор "Пилы" и "Астрала" снял фантастический боевик

0
679
В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

В поддержку Кирилла Серебренникова выступили Алексей Кудрин и лауреаты Европейской театральной премии

Елизавета Авдошина

0
721
Фестиваль. Японское кино

Фестиваль. Японское кино

0
711
Хлопья летнего снега

Хлопья летнего снега

Маргарита Прошина

Эссе о преображенной Москве, неуклюжих пешеходах и золотом Иване

0
804

Другие новости

Загрузка...
24smi.org