0
4539
Газета Кино Интернет-версия

30.06.2016 00:01:00

Русский черт против румынской семьи

Тэги: ммкф, кинофестиваль, москва, николай досталь


ммкф, кинофестиваль, москва, николай досталь Путь к смирению. Кадр из фильма «Монах и бес»

Единственный отечественный фильм в основном конкурсе ММКФ-2016 – «Монах и бес» Николая Досталя, притча про уверовавшего черта по сценарию Юрия Арабова. Комедийно-абсурдистских сюжетов вроде этого на Московском кинофестивале немало – как в конкурсе, так и вне его. Но самая парадоксальная (читай – комедийно-абсурдная) история связана, пожалуй, с румынской «Сьераневадой» - была бы эта картина снята у нас, стала бы лучшим российским фильмом года.

Может ли черт стать человеком? На этот сакраментальный вопрос Николай Досталь отвечает (вполне в духе всего российского кино этого года) однозначным «да». Главный герой его «Монаха и беса» – послушник Иван (Тимофей Трибунцев), который однажды самовозгорается за грехи свои у дверей некой обители. Настоятель (Борис Каморзин), сжалившись над несчастным, дает ему кров, а тот, в свою очередь, начинает потихоньку творить чудеса – то колодец вычистит за час, то на плоту поплывет против течения, то государю-императору Николаю I (Никита Тарасов) подскажет чинить карету слюной. Чудеса, конечно, сомнительные, как и присказки и прибаутки из уст самого Ивана. И неспроста его благочестивость вызывает сомнения у настоятеля: на самом деле Иван одержим бесом Легионом (Георгий Фетисов), который много лет пытается его искусить, но в итоге сам попадает в эту ловушку.

Начинается фильм Досталя как абсурдистская комедия: тут и классические гэги с падениями, и вроде как шутливые диалоги, и в конце концов комики Трибунцев и Роман Мадянов (в эпизодической роли заезжего епископа). Но стоит героям покинуть святую обитель и отправиться в паломничество на Святую землю, как начинается очередной серьезный разговор на тему веры, а фильм впадает в кинематографическую ересь. Отсутствие иронического, а скорее даже самоиронического осмысления реальности из раза в раз играет злую шутку с российскими кинематографистами – даже в большей степени, чем отсутствие хороших диалогов и качественного визуального ряда. Выходит прямолинейная, плоская, разжеванная для зрителя до кашеобразного состояния история о том, «что крест животворящий делает». С богоспасительными разговорами, бесконечными словесными заигрываниями  и прочими «легиошами» и обязательной проговоренной моралью в финале. Который режиссер к тому же, как по учебнику, закольцовывает с начальной сценой. И не абсурд, и не реализм, а черт знает что.

Хотя, как показывают нам румынские режиссеры, и за тем, и за другим далеко ходить не надо. Еще один каннский хит, оставшийся без призов, –  «Сьераневада» Кристи Пуйю в большей степени, чем «Аттестат зрелости» Мунджиу, демонстрирует идеальный образец для подражания всему отечественному кинематографу. Большая семья собирается в квартире на поминки отца. Полтора десятка человек оказываются «запертыми» в пространстве типовой трешки с крошечной кухней на три экранных часа. Споры о кровавом коммунистическом режиме (имя Чаушеску здесь легко заменить на имя Сталин), американском заговоре и нынешнем кризисном состоянии Румынии перетекают в скандалы на почве ревности и супружеской измены. Постоянно хлопают двери, вместе с многочисленными сестрами, братьями в квартиру приходит то поп, то пьяная девушка. С шепота то и дело переходят на крик – и будят ребенка, чей плач обязательно сливается с плачем кого-то из взрослых. Главная же драма в том, что никому не удается поесть.

Камера, установленная большую часть времени в коридоре – как зрительский глаз, – снимает долгие планы, следуя за тем или иным членом семьи, отзываясь поворотом объектива на шум из соседней комнаты, выхватывая фоном очередной кухонный спор. Публику Пуйю превращает еще в одного родственника. Смех рождается от эффекта узнавания, который в России и вовсе получается стопроцентным. Благодаря культурной и исторической близости в каждом из героев есть немного от любого из нас или из тех, кого мы знаем. И каждый из них здесь нарисован хоть и быстрыми, но тонкими мазками, так, что хватает времени на отдельные портреты. Так из умения наблюдать за собой, а потом критически осмыслять увиденное, не приделывая героям хвосты, как в «Зоологии» Ивана Твердовского, не заставляя их таскать кресты, как в «Ученике» Кирилла Серебренникова, или летать, как в том же «Монахе и бесе»,  рождается истинная трагикомедия – жанр, идеально подходящий румынскому кино, идеально подошедший бы и российскому. Здесь так же пьют и ругаются матом, но не придают этому сакрального значения. Ругают власть не потому, что того требует новый реализм, а потому, что именно этим и занимаются люди на своих крошечных кухнях в типовых трешках. И тут же оказывается, что вовсе не обязательно звать оператора Михаила Кричмана, который точно прикроет идеальным видеорядом то, что шито белыми нитками, сооружать макет кита и ехать за тридевять земель в поисках натуры. Камера поместится даже в коридоре, воздух из форточки, в которую курят, ничем не хуже морского, а жизнь настолько абсурдна сама по себе (хоть в Румынии, хоть в России – нам ли не знать!), что сюжет о скандале с соседями по двору из-за парковки – не это ли настоящая история об одержимости бесами?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Сахалинский опыт для «Чистого воздуха»

Владимир Полканов

Для достижения целей федерального проекта нужны стимулы, а не только штрафы, считают эксперты

0
406
План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

План развития конкуренции в России обещают согласовать до конца лета

Ольга Соловьева

Потребительскую инфляцию в регионах стабилизируют соглашениями с торговыми сетями

0
1051
Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Адвокатам рекомендуют хранить тайну следствия

Екатерина Трифонова

Конституционный суд РФ не увидел законодательных ограничений права на защиту

0
1241
Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Киеву обещают военную помощь на 50 миллиардов евро

Владимир Мухин

Украина занялась производством корректируемых авиационных бомб и высокоточного оружия

0
1918

Другие новости