0
3993
Газета Кино Интернет-версия

12.01.2017 00:01:00

Богиня с самоиронией

Тэги: рената литвинова, кинофильмы, сценарии


3-16-05.jpg

Имя Ренаты Литвиновой давно превратилось в то ли в нарицательное, то ли в узнаваемый бренд, обозначающий не только определенный уровень качества, но и стиль, который не спутать ни с какими другим. На ее счету более пяти десятков работ как в собственных фильмах, так и в картинах Киры Муратовой, Алексея Балабанова, Валерия Тодоровского, Николая Хомерики, Анны Меликян и даже Питера Гринуэя.

Особая манера поведения и речи, сейчас ставшая визитной карточкой Литвиновой, в начале 90-х превратила никому не известную и еще толком ничего не сделавшую выпускницу ВГИКа в едва ли не звезду – тот случай, когда слава шла впереди. Впрочем, Литвинова довольно быстро оправдала выданный ей кредит доверия. Дебютировала в картине Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века», после чего сосредоточилась на доработке своих студенческих и написании новых сценариев: один за другим вышли посвященная блокаде драма «Ленинград. Ноябрь», абсурдистский фарс «Трактористы 2» и снятая Валерием Рубинчиком «Нелюбовь». Однако переломным моментом в карьере стало знакомство с Кирой Муратовой: режиссеру, к слову, приглянулись именно сценарии Литвиновой, однако удалось уговорить ее сперва на роль – так, в 1994 году вышли «Увлеченья», где появился первый литвиновский персонаж «не от мира сего», с тех пор кочующий из фильма в фильм.

Ее героини заламывают руки, с придыханием произносят пространные монологи, почти всегда будто витают в облаках – все это в сочетании с неординарной внешностью создает цельный и киногеничный образ. Впрочем, даже начав активно сниматься, Литвинова не отказалась от писательской работы: в «Трех историях» Муратовой есть новелла по ее сценарию, ее повести экранизировали Юрий Грымов и Валерий Тодоровский – речь о «Стране глухих». А в нулевых и сама Литвинова попробовала себя в качестве постановщика. Сперва документальной лентой-диалогом «Нет смерти для меня», в которой берет интервью у известных советских актрис, потом – одной из знаковых работ своей фильмографии, картины «Богиня. Как я полюбила». В промежутке Литвинова сыграла в ленте Веры Сторожевой «Небо. Самолет. Девушка» – ремейке фильма 1968 года «Еще раз про любовь», сценарий которого сама Литвинова переписала, опираясь на пьесу Эдварда Радзинского.

Заподозрить в томной манерной блондинке с экрана серьезного автора не так просто. Никогда особо не видевшая себя актрисой Литвинова создала персонажа, под которого теперь приходится подстраиваться режиссерам, желающим снимать ее у себя, – тот случай и уровень признания, когда роль пишется под исполнителя. Как в недавнем хите «Про любовь» Анны Меликян, где у Литвиновой, как всегда, своя история, одновременно самостоятельная и связующая все новеллы. Как в альманахе «Петербург. Только по любви», где ее короткометражка стоит особняком, а авторство угадывается с первых кадров. Можно упрекнуть в однообразии, в том, что ее творчество давно стало предметом для пародии, а не серьезного анализа – но в этом, кажется, вся суть. Мало кто может похвастаться столь же ярким, привлекательным для зрителя и узнаваемым стилем, неизменным, но применимым с одинаковым успехом в разных сферах, жанрах. Будь то метафорическая «Последняя сказка Риты», или документальный фильм про концерт Земфиры, или эпизодические появления у Йоса Стерлинга в «Девушке и смерти» и Питера Гринуэя в «Чемоданах Тульса Люпера». А то и вовсе – роль ведущей церемонии открытия «Кинотавра». Почти стендап, полный все той же интонации, мимики и жестов, но, что еще важнее, самоиронии.

«НГ»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
372
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
480
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
390
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
331

Другие новости