0
3397
Газета Кино Печатная версия

22.11.2018 20:01:00

В фильме "Жена" литературному Нобелю грозит еще один скандал

Роль, за которую Гленн Клоуз может – и должна – получить "Оскар"

Тэги: кинопремьера, жена, экранизация, рунге, гленн клоуз, джонатан прайс


кинопремьера, жена, экранизация, рунге, гленн клоуз, джонатан прайс Момент, когда герой (Джонатан Прайс) слышит, что Нобелевская премия по литературе присуждена ему. Кадр из фильма

В российский прокат выходит «Жена» – экранизация одноименного романа американской писательницы Мэг Уолицер, снятая шведом, призером Берлинале, Бьерном Рунге. В главных ролях – Джонатан Прайс и Гленн Клоуз, которой уже прочат номинацию, а то и победу на грядущем «Оскаре». 

Немудрено, учитывая, что актриса эту статуэтку давно заслужила (за плечами целых шесть номинаций), да и этот фильм – камерная, театральная драма с не самым оригинальным сюжетом – во многом держится именно на ее игре. Явно построенной на глубоком понимании того, что же значит быть женщиной в этом мире, вчерашнем и сегодняшнем, и каково это – всю жизнь ждать свою Нобелевку.

...Ранним утром в доме немолодой супружеской пары раздается телефонный звонок, которого они так ждали. На другом конце провода вежливый человек с легким акцентом сообщает, что в этом году писатель Джозеф Кастелман (Прайс) удостоен Нобелевской премии по литературе – в следующую секунду они с женой Джоан (Клоуз), которая слушала разговор через вторую трубку, как дети запрыгают на кровати, Джозеф при этом выкрикивает: «Я выиграл Нобель, я выиграл Нобель!» Как выяснится позже в одном из флешбэков, это своего рода семейная традиция – так же Кастелманы когда-то отмечали публикацию первой книги, правда кричали: «Нас напечатают, нас напечатают». Теперь им предстоит поездка в Стокгольм на церемонию вручения, где Джозефа ждет толпа журналистов, личный водитель и личный фотограф, а Джоан – воспоминания о прожитой жизни, горькие размышления о том, как «мы» превратилось в «я», и непростой внутренний выбор между правдой и любовью. 

Интрига, если ее можно назвать таковой, разгадывается еще в первой половине картины (а то и в трейлере), тем более что история стара как мир – одних только недавних фильмов о женах писателей, которые на деле оказываются не просто музами, а руками, в действительности создавшими все великие произведения своих супругов, можно насчитать еще как минимум два. В прошлом году показывали французскую драму «Он и Она», а через неделю после выхода в России «Жены» в отечественных кинотеатрах покажут «Колетт» с Кирой Найтли в подобной роли. Неудивительно, ведь это, казалось бы, идеальный сюжет эпохи новой гендерной революции.

Однако «Жена» – далеко не феминистский гимн. Даже несмотря на его невольную актуальность в свете недавнего скандала с Нобелевской премией по литературе (фотограф и здесь играет не последнюю роль!). Даже несмотря на то что на всем его протяжении – и во флешбэках, и в реальном времени, – автор так или иначе, раз за разом, обращает внимание на положение женщины в обществе, которое, судя по происходящему на экране, не сильно-то и изменилось за полвека. Подрабатывая в редакции, юная Джоан наблюдала, как начальство, хоть и признавая талант автора, ставит «на полку» очередной роман женщины-писательницы. Приехав в Стокгольм, слушает, как ее собственный супруг игриво бросает «Нет, моя жена не пишет», пожимая руки другим нобелевским лауреатам. Которые, в свою очередь, нахваливают собственных, добившихся не менее внушительных результатов вторых половин – но в их глазах Джоан видит то, что понятно ей одной. То, что она почти готова рассказать навязчивому преследователю Натаниэлю Боуну (Кристиан Слейтер), писателю, одержимому идеей стать биографом Кастелмана и подозревающему, что истинный гений в семье вовсе не тот, кому вручают Нобелевку. То, что она всю жизнь скрывала от детей, в том числе от сына Дэвида (Макс Айронс), начинающего писателя, ждущего отцовского профессионального одобрения, а материнское принимающего до поры до времени как не более чем проявление родительской любви. То, что, кажется, вот-вот вырвется наружу. 

Но остается делом семейным – когда чаша терпения будет переполнена, она выскажет Джозефу все, что наболело, будет кричать, что, наконец, уходит от него. Но и тут мужчина опередит ее, вновь забрав все лавры себе – ей же останется, как и прежде, с достоинством хранить семейный очаг, семейные тайны и, возможно, создавать нового короля. К финалу горечь и сожаления вымещаются гордостью и достоинством, которые продиктованы не только и не столько неискоренимым неравноправием, сколько любовью. Именно ее всю дорогу играют, порой одними глазами, без преувеличения великие Джонатан Прайс и Гленн Клоуз, честные и тонкие в своих экранных отношениях, изображающие немолодую пару. Не так уж часто подобные им герои оказываются на первом плане, а уж совсем редко выглядят не застывшими, умудренными опытом и уставшими от пройденного пути, а живыми, совершающими ошибки, ругающимися, как подростки, способными обижаться, дурачиться, в конце концов, заниматься любовью – с этой, такой красивой и важной для понимания характеров героев и природы их отношений сцены начинается фильм. Который заканчивается все-таки триумфом – пусть и не справедливости, как того, возможно, требует время, но любви. И в этом куда больше правды. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Жан Дюжарден стал красивым

Жан Дюжарден стал красивым

Наталия Григорьева

В прокат выходит "Мне по кайфу!" – комедия про пластическую хирургию и благотворительность

0
895
Иван Твердовский: "Я не занимаюсь бытописательством"

Иван Твердовский: "Я не занимаюсь бытописательством"

Вера Цветкова

Известный кинорежиссер рассказал "НГ" о своем новом фильме "Подбросы", и не только о нем

0
1488
Божественная комедия Ларса фон Триера

Божественная комедия Ларса фон Триера

Наталия Григорьева

В своем новом фильме скандальный режиссер возомнил себя Данте

0
2677
Джонни Депп пытается уничтожить мир "Гарри Поттера"

Джонни Депп пытается уничтожить мир "Гарри Поттера"

Наталия Григорьева

Джуд Лоу играет молодого Дамблдора в сиквеле Дэвида Йейтса "Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда"

0
4696

Другие новости

Загрузка...
24smi.org