0
1204
Газета СНГ Интернет-версия

06.04.2000 00:00:00

Транснациональные проекты можно осуществлять дишь вместе

Тэги: Шакиров, транспорт, энергетика


"Целесообразность заставит сторонников изоляционизма мыслить экономическими категориями".

- РИФХАТ МИДХАТОВИЧ, на постсоветском пространстве по-прежнему усиливаются центробежные тенденции, которые не в последнюю очередь обусловлены политическими причинами. В то же время никто из чиновников стран СНГ не вспоминает о том, что основой интеграции может стать взаимный интерес, например, в обеспечении общей заботы о транзите нефти и газа в странах Содружества, поставок российских энергоресурсов в Европу и Азию.

- Мне как специалисту, проработавшему более двадцати лет на строительстве трубопроводных систем в Средней Азии и Западной Сибири, понятно, что усиление дезинтеграционных процессов в Содружестве будет усиливаться до тех пор, пока лидеры этих стран не поймут, что существуют проблемы, решить которые можно лишь сообща, вместе. Есть транснациональные проекты, выгода от которых для всех очевидна. Мировую политику определяют энергоресурсы. Добыча и транзит газа и нефти - судьбоносные для России и стран СНГ проблемы. Россия - богатая энергоресурcами страна, а для многих стран Содружества транзит российского газа и нефти - главный фактор сохранения их суверенитета и независимости.

Большинство стран СНГ - это страны, благополучие которых обусловлено их выгодным геостратегическим положением. Например, Украина 30% своего бюджета наполняет за счет оплаты Россией транзита своего газа по украинской территории. В Молдавии, странах Прибалтики этот показатель еще выше. Сегодня политиками в Казахстане, в Закавказье магистральный трубопроводный транспорт рассматривается как основа национальной безопасности этих стран.

- Почему вы считаете, что общая забота о трубопроводном транспорте могла бы стать основой экономической интеграции, ведь у каждой из стран Содружества своя политика в этой области?

- Техническое состояние магистральных газонефтепроводов сегодня вызывает серьезную озабоченность, сроки их эксплуатации скоро закончатся. Например, только по России доля нефтепроводов со сроком эксплуатации свыше двадцати лет составляет 73%, а свыше тридцати лет - 40,6%. На Украине, в Казахстане, государствах Закавказья эти показатели еще выше. За последние годы аварии на магистральных нефтегазовых трубопроводах свидетельствуют, что 22% аварий происходит по причине коррозии металла труб.

Анализ состояния антикоррозийной защиты показывает, что тысячи километров трубопроводов имеют потерю металла более половины от толщины их стенки. Мне трудно представить, что каждая из стран СНГ самостоятельно решит проблему так называемых старых газонефтепроводов, эксплуатация которых опасна и экономически неэффективна. А как решать проблемы ликвидации и утилизации отслуживших все сроки нефтегазопроводов? Кто сегодня проводит аудит состояния надежности этих объектов, какая для этого существует международная нормативно-правовая база? Почему чиновники стран СНГ так заботятся о таможенных, платежных правилах и забывают, что если по объективным, техническим причинам рухнет вся инфраструктура, обеспечивающая жизнедеятельность народнохозяйственных комплексов стран СНГ, "энергетическая кровь экономики", никакие другие наднациональные надстройки, регулирующие экономическое сотрудничество, не понадобятся.

Хороший пример взаимовыгодного сотрудничества по строительству и эксплуатации магистральных трубопроводов есть у России и Белоруссии. Вероятно, первым шагом к интеграции всех стран Содружества в этой сфере могло бы стать создание координирующего комитета при Исполнительном комитете СНГ.

- Вероятно, есть и экологическая составляющая этой проблемы в рамках СНГ?

- По данным международных экологических организаций, размеры утечек нефти на магистральных трубопроводах в России, Закавказье, на Украине, в Белоруссии, Молдавии значительны и наносят огромный ущерб окружающей среде. В бассейнах рек Днепра, Дона, Южного Буга, Немана, Волги высокая степень нефтяного загрязнения, более 30% проб питьевой воды не соответствуют химическим и бактериологическим нормативам. Содержание жидких углеводов в регионах Тюменской и Томской областей, где проходят нефтегазовые трубопроводы, в 150-300 раз выше нормы.

- Рифхат Мидхатович, тем не менее многие лидеры стран СНГ очень настороженно относятся к любым идеям и проектам, даже взаимовыгодным, которые могут привести к ограничению независимости при решении конкретных экономических проблем государства.

- Я лишь призываю к идее разумной наднациональности. Президент РФ Владимир Путин на последнем саммите глав государств СНГ заявлял, что между странами Содружества сохраняется достаточно глубокая экономическая взаимозависимость, игнорировать которую было бы ошибкой. Допускаю, что ни в России, ни в любом другом государстве СНГ нет опыта нормальной, цивилизованной интеграции, какая существует сегодня в странах ЕС. Послевоенная Европа в соответствии с планом Маршалла объединялась вокруг машиностроения, производства стали. Так почему странам СНГ не начать свои интеграционные процессы с обеспечения надежного магистрального трубопровода, энергетических систем - основы развития национальных экономик?

На ближайшем саммите глав государств СНГ можно вынести на обсуждение проблемы управления и эксплуатации транснационального магистрального трубопроводного транспорта. Если мы сумеем создать приемлемую для всех международно-правовую базу, единые стандарты и правила для всех государств СНГ, заинтересованных в этом, то можно общими усилиями решить ряд проблем. Важнейшими из них являются: единая техническая и экологическая политика работы транснационального трубопроводного транспорта, кооперация по выпуску специальной техники, оборудования, подготовка специалистов, совместное участие в международных тендерах по строительству нефтегазопроводов.

Россия должна быть заинтересована в том, чтобы через ее территорию осуществлялся транзит туркменского газа, азербайджанской нефти. Экономическая целесообразность заставит сторонников политического изоляционизма в странах СНГ мыслить экономическими категориями, а не идеологическими догмами. Инициируя сотрудничество в строительстве магистральных трубопроводов, Россия могла бы настаивать на том, чтобы в реализации тех проектов, которые мы финансируем, участвовали наши соотечественники. Наверное, тогда бы к русскому языку сторонники "национальной чистоты" относились с уважением, а СНГ не рассматривали в качестве инструмента борьбы национальных элит против Москвы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
199
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
334
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
373
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
277

Другие новости