0
1052
Газета СНГ Интернет-версия

20.02.2004 00:00:00

Лукашенко надел противогаз на Москву

Тэги: лукашенко, белоруссия, газ, поставки, газпром


лукашенко, белоруссия, газ, поставки, газпром Аргументы Александра Лукашенко отрезвили российских газовиков.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

«Газовая атака», предпринятая российским «Газпромом» против Минска, завершилась скоропостижным и крайне конфузным поражением атакующей стороны. Вчера после полудня газпромовская «Транснафта» и «Белтрансгаз» в спешном порядке подписали контракт на поставку Белоруссии в феврале 640 млн. кубометров голубого топлива. Цена поставок осталась прежней – 46,68 долл. за тыс. кубометров. Поскольку конфликт возник как раз из-за цены («Газпром» требовал 50 долл. за тыс. кубов), поставки возобновляются на условиях белорусской стороны. Таким образом, февральский контракт – не что иное, как акт капитуляции Старшего брата.

Признаки неминуемого конфуза появились сразу же, как только российские газовики перекрыли трубу. Так как они, будучи хозяевами положения, действовали с позиции силы, следовало ожидать, что в Минске немедленно разразится паника, население скупит все запасы соли и спичек, президент Лукашенко, полуодевшись, стремглав вылетит в Москву, падет на колени перед Путиным и подпишет все, что ему ни подсунут. Между тем события развивались совершенно противоположным образом. Лукашенко никуда не полетел. Назвав действия российского партнера «газовым терроризмом», он пообещал напрячь все финансовые возможности своего государства, обобрать вдов, сирот и инвалидов, но отдать богатой и сильной России несчастные 200 миллионов долл. газового долга. Пусть, мол, подавится.

Решительные слова были подкреплены решительным действием: в Минск срочно вызвали белорусского посла в Москве Григорьева. В российской столице заволновались, бросились уточнять: посла «вызвали» или «отозвали»? Пока МИД обдумывал формулировку, на более высоком уровне было принято решение экстренно командировать в Минск вице-премьера Виктора Христенко. Понятно, что улаживать скандал.

Виктор Христенко получил задание лететь в Минск. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Ситуация складывалась явно асимметричная: без газа вроде остались белорусы, а паника в Москве. Причем паникующая сторона даже не пыталась изобразить спокойствие. Христенко еще не долетел до Минска, а в Москве уже подмахнули февральский контракт с «Белтрансгазом». Видно, что российскому руководству было не до политеса. В Кремле поняли, что боевые «газпромовцы» посадили страну в лужу, из которой нужно выбираться как можно скорее и не заботясь о чистоте одежд. Белорусский батька Лукашенко слывет не самым искусным дипломатом. Тем не менее его хватило на то, чтобы перевести «спор хозяйствующих субъектов» (версия «Газпрома») на уровень межгосударственного конфликта и заставить Москву де-факто признать это. Отрядив в Минск вице-премьера Христенко, российское руководство приняло на себя ответственность за безобразие, учиненное одним из субъектов, хозяйствующих на территории РФ.

В таких случаях принято говорить: «президента подставили». Это действительно похоже на «подставу», но, разумеется, не умышленную. «Газпромовские» руководители не хотели поступить дурно. Просто они поступили так, как привыкли. Сейчас газовым гигантом управляют люди, которые в силу своего прошлого опыта смотрят на управляемую компанию как на обычную коммерческую лавочку, единственная задача которой – приносить деньги. То, что «Газпром» – это предприятие геополитического назначения, позволяющее России экономически и политически присутствовать на территории, значительно выходящей за границы Белоруссии, и что осуществлять эту миссию путем простых манипуляций с газовой заслонкой невозможно – такого понимания у нынешних газовых топ-менеджеров, по-видимому, еще не сложилось. Отключая Белоруссию, они, судя по всему, не подумали не только о будущем российско-белорусского союза, но и о репутации «Газпрома» в глазах западных потребителей, которые получают российский газ по той же трубе и которые закладывают стабильность поставок в контрактную цену.

Короче говоря, люди привыкли работать «конкретно». Понадобилось, например, отобрать бизнес у бывшего руководителя «СИБУРА» Якова Голдовского. Чего проще? Голдовского вызывают на переговоры, он является в назначенное место, просит «доложить». Тут стена разверзается, выходят несколько человек в погонах, достают наручники. Вопрос закрыт.

К несчастью для газовых менеджеров, Лукашенко нельзя вызвать к Миллеру и тут же арестовать. Он оказался главой суверенного государства и к тому же человеком с крепкими нервами и с определенными навыками политического мышления. Поэтому «конкретный наезд» закончился фантастическим обломом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

100 ведущих политиков России в апреле 2024 года

Дмитрий Орлов

0
1502
Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Террористы делают ситуацию в Пакистане все более взрывоопасной

Лариса Шашок

Исламистские группировки в стране наращивают активность и меняют тактику

0
1287
Современные драматурги собрались в Астрахани

Современные драматурги собрались в Астрахани

Вера Внукова

На ежегодной Лаборатории в театре "Диалектика" прочитали самые интересные пьесы участников конкурса "ЛитоДрама"

0
969
Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Виктор Добросоцкий: жизнь как театр

Корнелия Орлова

Творческий вечер писателя состоялся в Московском доме книги

0
1143

Другие новости