0
1791
Газета СНГ Интернет-версия

30.09.2008 00:00:00

Азербайджанская нефть потечет на север

Тэги: азербайджан, нефть, транзит


Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) ведет переговоры с российской стороной о доведении ежегодной транспортировочной мощности нефтепровода Баку–Новороссийск до 5 млн. тонн. Об этом журналистам в Баку сообщил президент компании Ровнаг Абдуллаев.

«По маршруту Баку–Новороссийск прокачиваются только остаточные объемы нефти самой ГНКАР. Но из-за того, что мы добиваемся диверсификации поставок на мировые рынки, мы хотим все линии поставок содержать в физически работающем состоянии. Поэтому ведем переговоры с Россией о доведении пропускной мощности Северного трубопровода до 5 миллионов тонн в год», – отметил Ровнаг Абдуллаев.

Однако это не единственная причина, заставившая Баку вспомнить о недогруженности северного маршрута, по которому Азербайджан начал перевалку сырой нефти в 1997 году. Пропускная способность этого трубопровода составляет 5 млн. тонн в год, но за годы его эксплуатации на проектную мощность выйти не удалось. К примеру, в 2007 году по Баку–Новороссийску переправлено 2 млн. 228 тыс. 712,3 тонны нефти. Из них 1 млн. 228 тыс. 728,8 тонны приходится на долю ГНКАР, а 999 тыс. 983,5 тонны – на долю Азербайджанской международной операционной компании (АМОК), которая разрабатывает блок каспийских месторождений Азери-Чираг-Гюнешли.

Российская сторона не раз поднимала вопрос об увеличении объемов перевалки азербайджанской нефти в направлении Новороссийска. Однако ГНКАР и иностранные компании приоритетными считали загрузку нефтепроводов Баку–Супса, а затем и Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) общей мощностью в 60 млн. тонн в год. Более того, несколько лет назад зазвучали заявления о том, что следует вовсе отказаться от северного маршрута или использовать его в реверсном режиме для прокачки нефти российских компаний по БТД. Но форс-мажорные обстоятельства – взрыв на турецком участке нефтепровода БТД, а также война в Грузии, в результате чего убытки Азербайджана составили 50–70 млн. долл. в сутки, заставили Баку иначе посмотреть на трубопровод Баку–Новороссийск.

По данным консалтинговой компании Caspian Energy Alliance, в результате простоя БТД и Баку–Супса экономический ущерб Азербайджана и иностранных участников проектов разведки и разработки офшорных азербайджанских месторождений, по предварительным подсчетам, в общей сложности составил около 500 млн. долл. Убытков было бы больше, если бы не стабильное функционирование северного маршрута. В январе–августе текущего года по Баку–Новороссийску ГНКАР перевалила около 865 тыс. тонн собственной нефти, которую закупали Турция, Румыния, Украина, Хорватия, Испания и Италия. Следует отметить, что сегодня объемы транспортировки азербайджанской сырой нефти по северному маршруту составляют 90 тыс. баррелей в сутки. Но этого недостаточно, чтобы выйти на проектную мощность Баку–Новороссийска.

Всего же с начала транспортировки нефти по маршруту Баку–Новороссийск (с 1997 по 2007 год) по нему экспортировано около 30 млн. тонн нефти при тарифе 15,67 долл. за прокачку тонны нефти.

Баку


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
330
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
330
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
459
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
324

Другие новости