0
1607
Газета СНГ Интернет-версия

27.07.2011 00:00:00

Ход терминалом

Тэги: украина, газ, газпром, цены


Проект поставок в Украину сжиженного газа из Азербайджана в эти дни обретает реальные очертания. В конце июля украинское правительство утвердило соответствующий меморандум, подписанный еще в январе президентами Ильхамом Алиевым и Виктором Януковичем. До конца года планируется разработать технико-экономическое обоснование строительства рядом с одесским портом терминала по приему сжиженного газа. Но эксперты продолжают спорить об экономической целесообразности проекта.

Идея уменьшить энергетическую зависимость от России альтернативными азербайджанскими поставками газа появилась несколько лет назад. В начале сего года в ходе встречи президентов Януковича и Алиева в рамках зимнего экономического форума в Давосе был подписан рамочный документ о намерении сторон сотрудничать. Работа экспертных групп продолжалась и после этого символического жеста.

К настоящему моменту известно, что к концу текущего года будет создан международный консорциум для реализации проекта, в течение 2012 года его участники обеспечат выполнение всех проектных работ и начнут подписывать контракты на будущие поставки. В 2013 году начнется строительство, которое продлится два года. Мощность терминала, о которой говорят чиновники Минэнерго, позволяет предположить, что украинская сторона намерена в будущем заместить сжиженным газом примерно пятую долю всех поставок газа – до 10 млрд. куб. м. Затем объемы могут увеличиваться. Но эксперты призывают не торопить события.

Один из экс-чиновников, ранее имевших отношение к проекту, рассказал «НГ», что до сих пор существует ряд принципиально важных нерешенных вопросов. «Пока нет точной цифры – во сколько обойдется строительство терминала. Принято ориентироваться на полтора миллиарда долларов, но это без учета стоимости аренды, не говоря уже о строительстве танкерного флота. В украинском бюджете лишних денег нет. Кто и на каких условиях выступит инвестором?» – сказал он.

Весной речь шла о том, что азербайджанская сторона готова вкладывать деньги в украинский терминал, но ответ на вопрос о распределении долей и правах собственности не был обнародован. Украинские чиновники были уверены, что к завершению разработки проекта Баку согласится с тем, чтобы мажоритарный пакет акций нового предприятия перешел в руки Киева. Акцент делался на том, что Госнефтекомпания Азербайджана SOCAR уже строит в грузинском Кулеви специальный терминал для сжижения газа. Полученные объемы выгоднее будет продавать причерноморским странам, а значит, Баку заинтересован в создании на территории государств-партнеров терминалов по приему сжиженного газа.

Впрочем, к лету появилась информация о том, что азербайджанские поставки могут пойти в основном в страны Восточной Европы, а это создает угрозу дефицита для украинского терминала. Экс-чиновник, с которым общался корреспондент «НГ», уверен, что это не главная проблема: «Насколько мне известно, ранее велись переговоры не только с Азербайджаном, но с Ливией, Алжиром, Египтом, Катаром. Конечно, сейчас сложно прогнозировать, как будет развиваться ситуация в этом регионе. Но мы ведь говорим о будущем – через несколько лет будет совсем другая ситуация». Специалист считает, что главная проблема – это сложность организации и стоимость поставок.

Из Азербайджана газ транспортировать дешевле и проще всего. Но даже сейчас цена сжиженного газа на мировом рынке заставляет задуматься об экономической привлекательности его поставок: «Если учитывать действующую для Украины 100-долларовую скидку, то получается, что цена сжиженного газа на спотовом рынке Европы сейчас практически равна цене газа, поставленного по трубопроводному маршруту из России». Это мнение в комментарии агентству Regnum недавно подтвердил аналитик компании Istrats Алексей Комаров: «В настоящий момент спотовые цены на сжиженный газ составляют 347 долларов за 1 тысячу кубометров. Такой уровень цен не позволяет окупить одесский терминал в условиях низких цен для Украины или Белоруссии». Он добавил, что при благоприятном стечении обстоятельств терминал могут построить, но гарантировать его загрузку при высоких ценах на сжиженный газ сложно.

Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский не согласен с этим мнением: «Ценообразование на сжиженный газ гораздо более гибкое, нежели на трубопроводные поставки. Никто сегодня не скажет, сколько будет стоить сжиженный газ в 2015–2016 годах. Зато мы уже имеем представление о цене российских поставок начиная с четвертого квартала сего года. Видя, что «Газпром» не идет на уступки в вопросе пересмотра формулы цены газа для Украины, Киев принял единственно возможное и стратегически важное решение – искать альтернативу. Даже это намерение может повлиять на ход нынешних украинско-российских переговоров по газовым вопросам».

Киев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
251
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
311
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
254
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
215

Другие новости