0
3170
Газета СНГ Интернет-версия

11.10.2012 00:00:00

В Закавказье не поделили небо

Тэги: турция, армения, конфликт, авиация


турция, армения, конфликт, авиация Степанакертский аэропорт готов к эксплуатации.
Фото ИТАР-ТАСС

Группа депутатов парламента Турции намерена инициировать вопрос закрытия воздушного пространства своей страны для самолетов, направляющихся в Армению. Это ответ Анкары на открытие аэропорта «Степанакерт» в Нагорном Карабахе (НКР). В Ереване уверены, что за планами депутатов стоит Азербайджан – союзник Турции, и надеются, что идея не будет реализована – тогда Армения закроет свое авиапространство для судов, направляющихся в Нахичеванскую автономную республику – эксклав Азербайджана, зажатый между Арменией, Ираном и Турцией.

Сообщение о предложении закрыть пространства для самолетов, направляющихся в Ереван, которое зреет в недрах парламента Турции, распространило азербайджанское агентство АПА со ссылкой на дипломатический источник.

«В связи с этим (если начнет работать аэропорт в Степанакерте. – «НГ») существует определенная договоренность между Азербайджаном и Турцией, и данный вопрос в последнее время неоднократно был обсужден между авиационными структурами Азербайджана и Турции», – цитируется источник.

Еще до того как в Ереване озвучили теоретический «ответный удар», депутат парламента Турции от партии «Националистическое движение» Синан Оган заявил если Анкара запретит полеты армянских самолетов над своей территорией в угоду Азербайджану, то армяне могут создать такие же проблемы в отношении авиарейсов в Нахичевань.

Суть в том, что воздушные суда, готовящиеся к посадке в ереванском аэропорту «Звартноц», вынуждены заходить в авиапространство Турции. Естественно, по согласованию с властями этой страны. Как говорят специалисты, иначе сесть будет невероятно тяжело. Этот механизм функционировал даже в пик напряженности армяно-азербайджанских отношений. Примерно такая же ситуация с самолетами, садящимися в Нахичеванском аэропорту Азербайджана, – здесь уже используется авиапространство Армении.

Сулящая осложнениями перспектива, как уверены в Ереване, исходит из Азербайджана. «Не добившись ничего угрозами сбивать гражданские самолеты, летящие в Нагорный Карабах или вылетающие оттуда, Баку стал искать поддержки у своего главного союзника – Анкары», – так прокомментировал происходящее армянский эксперт по военным вопросам Давид Джамалян. По его словам, реакция Азербайджана и Турции на готовность аэропорта «Степанакерт» к работе была прогнозируемой и в очередной раз доказала наличие в регионе военно-политического тандема. Но они должны помнить, что и над Арменией пролегают воздушные коридоры, сказал Джамалян, и «у нас свои инструменты, использование которых может угрожать интересам многих сторон». «Поэтому я не думаю, что наши оппоненты от слов перейдут к делу», – отметил эксперт. Комментируя угрозы Баку сбивать воздушные суда, Джамалян заявил, что «армянская сторона даст адекватный ответ и на это». «Ответ будет асимметричным, точечным и очень болезненным», – подчеркнул он, добавив, что работа аэропорта и связанные с этим угрозы вряд ли могут стать причиной военных действий и носят психологический характер.

В Баку не подтвердили и не опровергли существующей договоренности с Турцией о совместных действиях, если или когда заработает аэропорт «Степанакерт», отметив лишь, что это незаконно по законодательству Азербайджана, считающего Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью. Здесь также полагают, что готовящаяся сдача в эксплуатацию «Степанакерта» является контрдействием армянской стороны в ответ на помилование президентом Ильхамом Алиевым экстрадированного из Венгрии офицера Рамиля Сафарова, отбывавшего там пожизненное заключение за убийство армянского военнослужащего.

Однако такое толкование ситуации вряд ли рационально. Потому что о готовности воздушных ворот Нагорного Карабаха принимать и обслуживать суда говорилось еще в мае прошлого года. Однако по различным причинам «Степанакерт» к очередной годовщине непризнанной независимости НКР тогда не заработал. Хотя, по словам начальника Управления гражданской авиации НКР Дмитрия Атбашьяна, все необходимое навигационное оборудование было установлено еще в 2010 году.

Кстати, один из поставщиков этого оборудования – французская компания Thales, попала в орбиту внимания властей Азербайджана. Как заявил официальный представитель МИД Эльман Абдуллаев, фирма Thales должна прекратить сотрудничество, «в противном случае Азербайджан предпримет адекватные меры».

Атбашьян назвал требование азербайджанской стороны к французской компании странным, потому что «ее оборудование давно работает в Степанакерте и им пользуются пролетающие по воздушным коридорам Армении иностранные суда». «Могут пользоваться и самолеты, летящие в Баку по самой границе НКР», – сказал Атбашьян, объяснив, что функции аэропорта «Степанакерт» надо истолковывать шире, чем обеспечение прилетов-вылетов в Карабах.

Несмотря на заявленную готовность аэропорта, когда состоится первый авиарейс в НКР, все еще не очень понятно. Официальные структуры Армении и непризнанной республики никак это не комментируют, подчеркивая, впрочем, что угрозы Баку и Анкары ни при чем. По информации одного из лидеров армянской революционной федерации «Дашнакцутюн» Киро Манояна, начало эксплуатации «Степанакерта» откладывается по чисто техническим причинам, которые нужно оперативно преодолеть, так как «открытие аэропорта является импульсом, способствующим карабахскому урегулированию». А угрозы Азербайджана и Турции в какие-то активные акции не перерастут и со временем сойдут на нет, уверен Маноян.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
437
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
550
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
459
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
380

Другие новости