Фото Reuters
Выступление Марко Рубио на Мюнхенской конференции по безопасности на прошлой неделе вызвало большой резонанс по всему миру. Оно выделялось не только своим примирительным тоном и проевропейским содержанием, но и тем, насколько отличалось от резкого антиевропейского выступления Джей Ди Вэнса там же год назад.
Тогда Вэнс шокировал многих своим высокомерием. Он читал европейцам лекции, пытаясь учить их демократии. Мол, Европа катится в тартарары из-за ее «гуманной» иммиграционной политики, бюрократизма, глобализма и ограничений свободы слова. Более того, Вэнс утверждал, что все эти глубокие внутренние проблемы Европы представляют собой куда более серьезную угрозу, чем Россия. Резкое и язвительное выступление Вэнса даже довело немецкого председателя Мюнхенской конференции до слез.
Вот самое главное, что по контрасту сказал Рубио:
1) американская и европейская коллективная сила необходима в борьбе против общих угроз. (В связи с этим он напомнил, как американцы и европейцы воевали вместе против общего врага во Второй мировой войне);
2) американская и европейская судьбы взаимосвязаны и неотделимы;
3) хотя США способны решать вопросы безопасности самостоятельно, делать это совместно с Европой гораздо эффективнее;
4) общие духовные, культурные и политические ценности крепко связывают США с Европой.
Значимость этих четырех заявлений Рубио в том, что они прямо противоречат известным трамповским постулатам, направленным против Европы. На первый взгляд может показаться, что Рубио «фрондер», который резко пошел против Трампа. Но это исключено – по крайней мере на нынешнем этапе его политической карьеры. Ведь Рубио с первого дня работы в администрации Трампа всегда показывал свою подчеркнутую лояльность, покорность и восхищение президентом США. Он прекрасно понимает, что любое публичное расхождение с базовыми политическими установками Трампа, которые его министры и советники обязательно воспринимают как абсолютную догму, неизбежно приведет к увольнению.
Скорее всего Рубио в Мюнхене просто играл роль доброго следователя Трампа, чтобы несколько снизить накал возмущения у многих европейских стран антитрансатлантической политикой 47-го президента США. И эта тактика прекрасно сработала: европейцы в зале не только вздохнули с облегчением, но и аплодировали Рубио стоя.
Вместе с тем Рубио озвученными в столице Баварии проевропейскими тезисами показал свою настоящую сущность в виде классического, а не cторонника MAGA республиканца. Именно поэтому он в своем выступлении сделал сильный упор на стандартные республиканские ценности, базирующиеся на незыблемости трансантлантизма, которые Трамп отвергает.
Не исключено, что Рубио, уже думая о президентской гонке в 2028 году, хотел отправить скрытый сигнал тем республиканцам, которым крайне не нравится политика MAGA. И таких республиканцев стало значительно больше за последние восемь месяцев из-за радикальных тарифных и антииммиграционных программ Трампа, которые нанесли ощутимый урон как потребителям, так и бизнесу. Эти факторы служат главной причиной, почему рейтинги президента упали до рекордно низкого уровня, в том числе среди республиканских избирателей.
Одновременно Рубио отправил сигнал европейским союзникам США: если он станет следующим президентом, то восстановит и укрепит экономический, политический и оборонительный альянс между США и Европой.
Тем самым мюнхенская речь Рубио высветляет нарастающий идеологический раскол между ним и Вэнсом, который, безусловно, обострится, когда начнутся республиканские праймериз в январе 2028 года. (Если Рубио решится участвовать в них в качестве антитрамповского кандидата, ему, разумеется, придется уйти в отставку.)
На этих выборах Рубио скорее всего будет представлять электорат классических республиканцев рейгановского типа, а также неоконов, которые понимают важность НАТО и трансатлантизма в целом для американской и европейской безопасности, стабильности и благополучия. Электорат Рубио также поддерживает глобализм, торговлю без высоких пошлин и более активную внешнеполитическую роль США в качестве мирового гегемона. А Вэнс будет представлять закоренелый протрамповский MAGA – электорат с совершенно другой повесткой – протекционизм, неоизоляционизм (за исключением защиты интересов США в Западном полушарии), антиглобализм и отказ от роли мирового полицейского.
В течение оставшихся двух с половиной лет до следующих президентских выборов трампизм, вероятнее всего, потерпит еще много новых провалов и сильнее себя дискредитирует. Именно поэтому, если лидирующими кандидатами в республиканских праймериз станут Рубио и Вэнс, первый будет иметь явные преимущества.
Но что глобалистской Европе хорошо, то России плохо. РФ будет невыгодно, если Рубио выиграет президентские выборы в 2028 году. Он, безусловно, вернется к своим исконным неоконовским корням, от которых был вынужден временно отказаться, чтобы попасть в кабинет Трампа.
Это означает, что Рубио вернется к тому антироссийскому курсу, которому следовал все 14 лет службы сенатором. Вполне возможно, что он будет копировать радикальный русофобский тон сенатора Линдси Грэма (внесен в российский реестр террористов и экстремистов). В лучшем случае Рубио возьмет несколько более умеренный, но все равно традиционно критический республиканский курс по отношению к России. А если следующим президентом США станет кандидат от Демократической партии, это вряд ли обрадует Москву. Достаточно вспомнить президентство Джозефа Байдена.
То есть если после выборов-2028 в Белом доме не будет трамписта, США неизбежно вернутся к стандартным, проверенным методам стратегического сдерживания России. Но только на этот раз Вашингтон будет давить на РФ вместе со старыми союзниками в Европе.

