0
1736
Газета СНГ Печатная версия

21.01.2013

Сухуми и Тбилиси могут начать диалог

Тэги: абхазия, грузия, жд


Сухуми ждет от Тбилиси предложений по возобновлению железнодорожного сообщения. Так президент ограниченно признанной Абхазии Александр Анкваб отреагировал на заявление премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили о необходимости восстановления абхазского участка железной дороги, связывающей Южный Кавказ с Россией. По словам Анкваба, если поступят конкретные идеи, то «сядем и будем обсуждать коллективно», а пока ничего нет, то и говорить, стало быть, не о чем.

Строго говоря, предложение о восстановлении железной дороги абхазская сторона получила в первые же дни прихода к власти «Грузинской мечты» в октябре прошлого года. Госминистр по реинтеграции Паата Закареишвили, рассуждая о проектах, которые Тбилиси и Сухуми могли бы реализовать совместно, назвал именно реабилитацию этой транспортной артерии, играющей значительную роль для всего региона. Однако тогда абхазские чиновники ответили категорическим отказом: проект не соответствует национальным интересам республики. Сегодня риторика несколько смягчилась.

Александр Анкваб сказал, что в восстановлении железнодорожного сообщения заинтересованы многие региональные игроки. «Но я смутно представляю, как это может быть осуществлено. Могу напомнить, что по абхазскому участку Закавказской железной дороги в советское время проходило 24 пары грузовых поездов и 14 пар пассажирских. Ветка была достаточно загружена. По ней провозилось примерно до 15% грузов, которые поступали в регион. Сегодня трудно что-то сказать – вопрос должны рассмотреть специалисты и просчитать, что будет иметь от этого абхазская сторона, стоит ли игра свеч, какие цели и интересы преследуются участниками возможного процесса. Пока все крайне туманно», – заявил абхазский лидер. Его скептицизм, возможно, объясняется еще и плохим состоянием дороги, за годы отсутствия коммуникаций с Грузией пришедшей в полный упадок. Фактически после Очамчира в грузинском направлении, как сказал Анкваб, «вообще ничего нет, и нужны миллиардные вложения». В соответствие с международными нормами следует приводить и весь абхазский участок железной дороги, «эффективность которой можно оценить на тройку».

В противовес Сухуми и Тбилиси настроен более решительно. Приближенный к Иванишвили эксперт по экономическим вопросам Гия Хухашвили считает, что по вопросу восстановления дороги должна быть создана рабочая группа, в которую кроме представителей грузинской и абхазской сторон, возможно, смогут войти специалисты России и Армении – стран, также заинтересованных в реализации проекта. «Но не стоит говорить о том, что это в интересах Армении или кого-либо. Железная дорога Абхазии является неотъемлемой частью грузинской железной дороги. Ее восстановление может стать неким мостом для начала процесса реинтеграции Абхазии», – заявил Хухашвили. По его словам, вопросы безопасности, таможенная граница являются предметом переговоров и для их решения должна быть создана рабочая группа. «Будет ли осуществлен проект, зависит от адекватности сторон. Две таможни недопустимы. Граница должна быть на Псоу. Возможно, в принятие временных решений включатся международные экспедиторы», – заявил Хухашвили.

Бидзина Иванишвили в ходе недавнего визита в Армению пообещал, что Грузия сделает все для восстановления абхазской железнодорожной ветки. «Я думаю, что это возможно. Между Грузией и Арменией нет проблем, но у нас остаются большие проблемы с Россией. Самый проблемный вопрос – территориальная целостность Грузии, и, наверное, он не будет быстро разрешен», – сказал Иванишвили и выразил надежду на восстановление отношений с Россией как можно скорее.

Это заявление, равно как и проект восстановления железнодорожного сообщения, вызвал шквал критики со стороны президента Грузии Михаила Саакашвили и его команды. На состоявшемся брифинге Саакашвили заявил, что «восстановление абхазского участка входит в интересы только одной страны – России». «Оккупанты решат две задачи: произойдет экономическое ослабление Грузии и снизится значимость строящейся новой железной дороги Баку–Тбилиси–Карс». По словам президента, открытие дороги через Абхазию не входит в интересы Грузии, а сторонники проекта либо не понимают его антигосударственности, либо работают на Россию. При этом Саакашвили подчеркнул, что Грузия дорожит хорошими отношениями с Арменией, особо заинтересованной в восстановлении сообщения через Абхазию, что могло бы облегчить ее полублокадное состояние. «Мы все делали для расширения транспортных возможностей, в том числе начали строить город-порт Лазику, способный увеличить грузопотоки на Армению», – отметил он, посетовав, что новые власти заморозили этот проект.

Представители Единого национального движения (ЕНД) едва ли не большее внимание уделили другому заявлению Иванишвили, сделанному армянским СМИ: «Армения, у которой хорошие отношения и с Россией, и с западными странами, и с НАТО, является хорошим примером для Грузии». В частности, генсек партии, бывший премьер Вано Мерабишвили, подчеркнув, что уважает выбор дружественного Еревана, заявил, что его путь не соответствует национальным интересам Грузии. «Отношения Армении с Россией и НАТО не приемлемы для нас и противоречат нашим государственным целям», - заявил он. В ЕНД считают, что проект восстановления абхазского участка железной дороги является доказательством готовности сменить политические ориентиры.

Тбилиси


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Руководство Грузии спасовало перед церковью

Руководство Грузии спасовало перед церковью

Юрий Рокс

Обсуждение "конопляного законопроекта" приобрело затяжной характер

0
299
Вслед за Украиной – Абхазия?

Вслед за Украиной – Абхазия?

Андрей Мельников

Новоафонская братия ожидает своей очереди на «параде автокефалий»

0
991
Неудобный атаман

Неудобный атаман

Павел Скрыльников

Тамбовщина не может найти способ вспомнить своих героев

0
305
Сбербанк и его "Вклад в будущее"

Сбербанк и его "Вклад в будущее"

Сергей Никаноров

В России стартовала первая Международная олимпиада школьников по экономике

0
897

Другие новости

Загрузка...
24smi.org