Украинские радикалы, объединившиеся в отряды помощников полиции, больше напоминают боевиков. Фото со страницы «Национальной дружины» в Facebook
В Украине создают сеть национальных дружин. Формально речь идет об объединениях граждан, которые готовы помогать правоохранительным органам в охране общественного порядка (подобно известным народным дружинам). Однако эта инициатива вызвала много опасений: ее реализует партия «Национальный корпус», созданная бывшими участниками добровольческого батальона «Азов».
Члены «Азова» принимали участие в АТО. В 2014 году этот батальон в СМИ называли «националистическим». Он быстро нарастил численность, превратившись в полк. Затем перешел в подчинение Национальной гвардии в статусе отдельного отряда специального назначения.
Основатель и первый командир «Азова» Андрей Билецкий осенью 2014 года был избран депутатом Верховной рады Украины.
Уже несколько лет циркулируют слухи о том, что «Азов» сотрудничает с министром внутренних дел Арсеном Аваковым. Украинская Нацгвардия входит в систему МВД. Министр является членом команды «Народного фронта» Арсения Яценюка. Но Андрей Билецкий не вошел в парламентскую фракцию этой партии. В прошлом году он создал свою политическую силу «Национальный корпус». Весной 2017 года. СМИ сообщили о подписании манифеста о сотрудничестве между партиями «Национальный корпус», «Свобода» Олега Тягнибока и «Правый сектор» (запрещенная в РФ организация). Предполагалось, что праворадикалы одной командой пойдут на парламентские выборы.
Сейчас источники «НГ» говорят, что Билецкий и Тягнибок будут участвовать в выборах отдельно. По словам социологов, партия «Национальный корпус» сейчас не преодолела бы проходного барьера. Идея с национальными дружинами, которую обсуждает вся страна, теоретически может нарастить популярность партии.
Вопрос упирается в то, зачем на самом деле создается такая сеть. Многие эксперты допускают, что Андрей Билецкий действует в интересах Арсена Авакова. Политолог Виктор Небоженко, пост которого в соцсети перепечатало издание «Страна», пояснил, в чем дело. Формально правящая коалиция в Верховной раде представлена «Блоком Петра Порошенко» и «Народным фронтом» Яценюка. В действительности команда не монолитна. «Ведь на самой вершине нынешней власти сформировались два центра силы, денег и влияния. Возглавляют их президент Порошенко и глава МВД Аваков. Это классическая латиноамериканская ситуация, о которой хорошо знают в Вашингтоне и в Москве», – отметил Небоженко.
По словам политолога, президент Украины неоднократно пытался ослабить конкурента: «Он много сил потратил для того, чтобы одновременно стравить и убрать обоих «заклятых друзей» – Авакова и Саакашвили… СМИ долго смаковали безобразную сцену личного конфликта между Аваковым и Саакашвили на заседании Нацсовета по реформам под руководством Порошенко».
Аваков остался в своем кресле (отставка могла бы разрушить правящую коалицию и вызвать парламентский кризис). Михаил Саакашвили, судя по всему, легко справляется с атаками на него правоохранительных органов. Хотя в конце прошлого года Генпрокуратура обвинила команду опального политика в подготовке к свержению законной власти и государственному перевороту. В начале с.г. в СМИ появилась информация о совершенно другой группе лиц, которые тоже якобы готовили переворот. И собирались начать с покушения на главу МВД.
На этом фоне 600 парней с военной выправкой прошли маршем по центру Киева и перед телекамерами принесли присягу национальных дружинников. Многие расценили событие как завуалированный намек президенту. Политолог Алексей Якубин в комментарии изданию «2000» отметил, что если глава МВД Аваков действительно имеет связи с бывшими «азовцами», то к официальному контролю над правоохранительными органами он добавил бы неофициальный контроль над улицей. «Аваков показывает, что в его руках сосредоточен значительный парамилитарный ресурс… Это сигнал Порошенко, чтобы он понимал, что, кроме официальных структур, контролируемых Аваковым, у того есть еще и неофициальные. Это была попытка демонстрации силы…» – сказал он.
Сам Аваков фактически дистанцировался от новой сети национальных дружин. «В государстве Украина есть только одна монополия на применение силы – государственная. Национальная гвардия, Национальная полиция, ВСУ. Все остальные парамилитарные образования, которые пытаются себя позиционировать на улицах городов, не являются законными. Общественные движения могут быть какими угодно, но только не выходить за рамки закона. Я как министр не позволю, чтобы были параллельные структуры, которые пытаются на улицах вести себя как альтернативные милитаристские формирования», – заявил он.
Алексей Якубин обратил внимание, что со стороны президентской команды никаких комментариев не последовало. Никто не дал ответа на вопрос о законности формирования дружин и о санкции на проведение ими присяги в центре Киева. «Если эта сила (национальные дружины. – «НГ») связана с «Национальным корпусом», то в Конституции есть четкий запрет на военизированные формирования политических партий», – обратил внимание эксперт.
Политический обозреватель Александр Михельсон в колонке на сайте «Цензор.нет» отметил, что в Уголовном кодексе Украины есть статья, запрещающая создание не предусмотренных законами военизированных формирований и участие в их деятельности. Предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет с возможной конфискацией имущества. «Примечание к статье разъясняет, что военизированными считаются формирования, которые имеют организационную структуру военного типа: единоначалие, подчиненность и дисциплину; а также проводят военную, строевую, физическую подготовку своих членов». Под это описание подпадают национальные дружины.
С другой стороны, они же подпадают и под определения совершенно другого действующего закона – «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы». В этом случае общественные активисты не имеют права действовать самостоятельно, а обязаны сотрудничать с полицией или Нацгвардией (в отдельных случаях с Госпогранслужбой) и с местными органами власти.
Спикер партии «Национальный корпус» Роман Чернышев сказал журналистам, что в соответствии с этим законом формируются национальные дружины: дружинники будут патрулировать улицы, чтобы помогать полиции обеспечивать общественный порядок. Он отметил, что члены дружин, как и любой рядовой гражданин, вправе осуществлять гражданский арест лица, застигнутого на месте преступления. Затем задержанного нужно передать полиции. У дружинников не будет оружия, отметил Чернышев. Закон позволяет членам подобных организаций иметь при себе только газовые баллончики и газовые пистолеты.
Споры в украинском обществе вызвал вопрос, к чему приведет инициатива «азовцев». Одни считают, что полиции нужна помощь, поскольку в стране фиксируется рост преступности. Другие предполагают, что в определенный момент между правоохранительными органами и их добровольными помощниками может разгореться конкуренция.
Арсен Аваков убежден, что граждане – на стороне органов правопорядка. Недавно он привел результаты соцопроса, свидетельствующие о доверии украинцев к структурам, подчиненным МВД. Уровень доверия к Нацгвардии составил 52,6%, к Госслужбе по чрезвычайным ситуациям – 50,5%, к Госпогранслужбе – 46,4%, к Национальной полиции в целом – 39,3%, отдельно к патрульной полиции – 40,9%. «Все эти показатели значительно выше, чем те, что были в период до реформ», – отметил министр.
Однако социологи обращают внимание также на уровень недоверия. «Самое значительное ухудшение баланса (сопоставление уровней доверия и недоверия. – «НГ») за последний год зафиксировано у патрульной полиции – негативный баланс увеличился на 24%», – сказано в отчете фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива.
Народные дружины задаются целью помочь полиции в борьбе с преступностью. Эксперт-криминалист Анна Маляр в статье для «Украинской правды» отметила, что участие граждан в охране общественного порядка – это нормально и легально. Но обратила внимание на особенность нынешней ситуации: «Такая показательная демонстрация национальных дружин в форме подрывает доверие к результатам реформы (правоохранительных органов. – «НГ») и к способности полиции и Нацгвардии охранять общественный порядок, обеспечивать безопасность… Такого рода общественные объединения не должны конкурировать с полицией за доверие граждан. Ведь существование правоохранительных органов – едва ли не единственный аргумент сохранения государства как института».
В украинских СМИ сейчас широко цитируют западных экспертов и представителей международных организаций, которые настороженно, если не сказать негативно, оценили ситуацию. Марш и присяга в центре Киева людей в форме с военной выправкой, называющих себя общественной организацией, вызвали массу вопросов. Политолог Владимир Фесенко пояснил, что военизированные структуры, особенно имеющие отношение к политическим партиям, в любом случае являются угрозой демократии. Не исключено, что в какой-то момент они захотят взять ситуацию в свои руки. «Это может стать шагом к тоталитаризму», – отметил эксперт. Опасный период может начаться в 2019 году, когда в Украине запланированы президентские, а затем парламентские выборы.
Киев
комментарии(0)