0
12639
Газета Коллекция Печатная версия

30.05.2014 00:01:00

«Я, как и все, знала про Красную дверь»

Начиная покупать произведения искусства, Инна Баженова не думала, что это вырастет в коллекцию. Поначалу она украшала стены

Тэги: биеннале, рогинский, баженова


биеннале, рогинский, баженова Временные рамки коллекции Баженовой – с XIV по XXI век. Фото предоставлено Фондом Михаила Рогинского

В рамках параллельной программы XIV Венецианской архитектурной биеннале в Университете Ка Фоскари 7 июня откроется выставка Михаила Рогинского «По ту сторону Красной двери». «Красная дверь» 1965 года – просто дверь, разве что поменьше. Одна из самых известных работ художника, на искусство которого часто поспешно вешают ярлык «русского поп-арта». И еще это единственная на выставке вещь российского периода, остальные созданы после 1978-го, когда Рогинский уехал во Францию. Но о том, что покажут «По ту сторону…», разговор отдельный. А пока президента Фонда Михаила Рогинского, коллекционера и издателя Art Newspaper Russia Инну БАЖЕНОВУ о фонде и о тех, кто кроме Рогинского есть в ее собрании спросила корреспондент «НГ» Дарья КУРДЮКОВА.

– Инна, как, когда появилась ваша коллекция?

– Я начала собирать живопись около 10 лет назад. Первый импульс был такой – в новом доме надо было чем-то украсить стены, я хотела купить картины. Для интерьера. Оказалось, что существует много возможностей приобрести искусство в Москве. Потом оказалось, что есть много вариантов владения искусством. Я увлеклась, теперь я коллекционер.

– А первая работа чья была?

«Красная дверь» – одна из самых известных работ художника Рогинского.  Фото предоставлено Фондом Михаила Рогинского
«Красная дверь» – одна из
самых известных работ
художника Рогинского.  
Фото предоставлено 
Фондом Михаила Рогинского

– Первой моей покупкой была картина московского художника Виктора Разгулина – только я не знала тогда, что это покупка для коллекции. Нас с художником связывали дружеские отношения и до сих пор связывают. И его живопись мне не перестала нравиться.

– Два года назад в Пушкинском музее была выставка «Портреты коллекционеров», там ведь было несколько произведений из вашей коллекции – Альбер Марке, Сёра – совсем другая эпоха. Как хронологически ограничено собрание?

– У него очень широкие временные рамки – сейчас с XIV по XXI век. Может быть, станут еще шире. Географические рамки тоже широки – это все те европейский страны, где искусство достигало расцвета. Если Голландия, то XVII век, если Германия, то XV, если Франция, то XVIII и рубеж XIX–XX веков. До XV века имен художников нет – это анонимы. Правда, моего каталонского анонима XV века эксперт из Университета Барселоны совсем недавно атрибутировал как работу Гонсала Периса – одного из самых значительных позднеготических художников.

Если продолжать тему испанской живописи, то очень важная работа – натюрморт Хуана Сурбарана, она уже год путешествует по выставкам, в следующем поедет в Музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде. В коллекции есть прекрасные утрехтские караваджисты – Тербрюгген и Бабюрен – прямые предшественники (практически учителя) Вермеера. 

Среди французов мои любимцы Буше, Фрагонар, Шарден, недавно к собранию графики добавился рисунок Ватто. У меня в коллекции много русских художников, преимущественно тех, кто выдерживает конкуренцию с лучшими европейскими образцами, тех, кто встроен в контекст мирового искусства.

– А почему вы решили собирать Рогинского? Вы дружили?

– Нет, увы, с Михаилом я знакома не была. Я немного знала его произведения – те, что висят в Третьяковке, знала, как и все, про «Красную дверь». Но по-настоящему я познакомилась с его творчеством благодаря его вдове Лиане Рогинской. Я считаю его выдающимся, абсолютно европейским художником уровня, допустим, Фрэнсиса Бэкона. Я говорю не о рыночной цене, а о масштабе таланта.

У меня больше 20 произведений Рогинского разных периодов его творчества, созданных и в СССР, и во Франции, в разные десятилетия. Я очень люблю его натюрморты 1970-х годов – мощные вещи, суровые, в духе испанского бодегона. Люблю период конца 1990-х – начала нулевых, его городские, московские циклы. Мне очень нравится его «Светлая куртка» – она у меня в доме создает целый угол пространства, картина сама его формирует вокруг себя.

– Как возник Фонд Рогинского и какие его ближайшие планы?

– Фонд появился по инициативе двух людей – моей и Лианы Рогинской. Его задача – изучение творчества Рогинского и его популяризация. За недолгое время существования фонда была проделана огромная работа по реставрации творческого наследия Михаила Рогинского, предварительные работы по его каталогизации. Сейчас – первый публичный шаг – выставка в рамках Архитектурной биеннале с каталогом на четырех языках. Фонд и в дальнейшем будет вести научную и выставочную деятельность, планируется со временем издание каталога-резоне всех его работ, что, как известно, большое подспорье для репутации художника и залог его долговечности, если не сказать – бессмертия.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Детский музыкальный театр им. Сац получил оперного "Оскара"...

Детский музыкальный театр им. Сац получил оперного "Оскара"...

Марина Гайкович

0
1152
Венецианская биеннале-2017: Фонд RuArts представит проект Виты Буйвид "Невский проспект"

Венецианская биеннале-2017: Фонд RuArts представит проект Виты Буйвид "Невский проспект"

  

0
892
В Пушкинском музее показывают невозможность равновесия [+ФОТО]

В Пушкинском музее показывают невозможность равновесия [+ФОТО]

Дарья Курдюкова

Выставку "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968" предъявили Брюсселю, Карлсруэ и Москве

0
1820
Первая Антарктическая биеннале стартует 17 марта и продлится 12 дней

Первая Антарктическая биеннале стартует 17 марта и продлится 12 дней

Дарья Курдюкова

0
729

Другие новости

Загрузка...
24smi.org
Рамблер/новости