0
1214
Газета Дипкурьер Интернет-версия

14.11.2005 00:00:00

Милинкевич рассчитывает на неравнодушных белорусов

Тэги: белоруссия, милинкевич, оппозиция


белоруссия, милинкевич, оппозиция Новое лицо белорусской политики – единый кандидат от оппозиции на выборах президента Белоруссии.
Фото предоставлено пресс-службой Александра Милинкевича

-Как бы кто ни относился к Лукашенко, но противник он очень серьезный. Почему вы считаете, что нынешний глава республики больше не должен оставаться у власти?

– Это запрещает Конституция Белоруссии, которая действовала до 17 октября прошлого года. Там четко сказано, что президентом можно быть не более двух сроков подряд. Лукашенко провел нелегитимный референдум и, внеся поправки в Основной закон, добился возможности пожизненного руководства страной. Думаю, уже только этого достаточно, чтобы требовать его ухода.

– А чем вы лучше Лукашенко?

– Он часто говорит о стабильности в Белоруссии, небывалом росте ВВП, высоких пенсиях, обещает через пять лет поднять среднюю зарплату до 500 долларов. Однако происходит подмена понятий, стабильностью именуется застой. Главная цель режима: законсервировать то, что есть, не развиваться дальше. Экономические преобразования не проводятся, у людей нет перспектив. А я обещаю перемены. Моя команда намерена вернуть страну к демократическим ценностям, к разделению властей, чтобы они работали независимо друг от друга, а не выполняли безропотно распоряжения администрации президента. Первоочередная задача – ликвидировать поляризацию общества на «своих» и «чужих». Очень хочу, чтобы у нас были независимые СМИ. Инакомыслие не должно преследоваться, а оппоненты режима не пропадать бесследно, как происходит сейчас. Наша цель – не власть. Наша цель ≈ цивилизованная Белоруссия. А власть – лишь инструмент для ее реализации.

– Не боитесь, что такая риторика может сыграть с вами злую шутку? Людям нужен лидер, который не рисует светлые дали, а обещает блага здесь и сейчас. Если Лукашенко обещает высокую зарплату, то зачем народу Милинкевич, агитирующий за то, что надо менять всю систему?

– И все-таки я буду говорить именно это. Да, у нас рост ВВП выше, чем в Соединенных Штатах. Однако в Белоруссии наихудший инвестиционный климат в Европе. Убыточными признаны 40% предприятий. Что касается огромной, по белорусским меркам, зарплаты в 500 долларов – это чистый пиар. Вырастет зарплата – подскочат и цены. Не надо заниматься самообманом.

– А какой у вас внешнеполитический вектор – российский или западный?

– Он будет прежде всего пробелорусским. Надо строить нормальные цивилизованные отношения и с Россией, и с Западом. Но всегда думать о приоритетах для своей страны и принимать решения исходя именно из того.

– Можно конкретнее? Россия сейчас гонит дешевый газ, нефть, которую Белоруссия перерабатывает на своих предприятиях и продает Западу по рыночным ценам. Наверное, и на ответные уступки Москва вправе рассчитывать?

– Давайте разберемся. Преимущества от дешевых газа и нефти временные. Со вступлением России в ВТО газ резко подорожает, и что тогда? Нужны заблаговременные экономические реформы. Пока их нет, мы просто сидим на чужой игле – вот и все преимущества.

– На финишную прямую выходит работа над Конституционным актом Союзного государства России и Белоруссии. Как относитесь к этой идее?

– Проект Конституционного акта до сих пор не обнародован. Кроме чиновников, которые создают документ в кабинетной тиши, его никто не видел. Это не может не настораживать. В нашей стране антироссийских настроений нет и в помине. Все – и люди в глубинке, и столичные жители, и оппозиция – однозначно за самое тесное сотрудничество. Однако если Конституционный акт будет подписан, это может означать только одно – ликвидацию Белоруссии как самостоятельного, независимого государства. А вот с этим согласиться мы никак не можем.

– Часть сторонников перемен считают: на смену действующему президенту должна прийти очередная харизматическая личность и жестко выстраивать систему под себя. Другие, напротив, ожидают мягкого, интеллигентного лидера, который даст созреть новой экономической и политической элите, а уж она, в свою очередь, начнет рыночные преобразования. В какой роли вы видите себя?

– Безусловно, президентом переходного периода. Первое, что необходимо сделать – объявить выборы в парламент и местные органы власти, чтобы туда попали не ставленники власти, как теперь, а те, кто представляет реальные интересы разных слоев общества. Эти государственные органы и будут реально управлять страной, а не президент с его декретами.

– В своей будущей предвыборной кампании чьи позиции и взгляды вы будете излагать избирателям – свои собственные или той политической коалиции, которая вас выдвинула?

– Я обязан представлять коалиционную точку зрения. У нас договор: они поддерживают меня, а я отражаю общую позицию демократической коалиции. Над моей программой работает группа специалистов – так называемый Национальный комитет готовит проекты реформ в экономике, образовании, здравоохранении, пенсионном обеспечении и военной сфере. Через несколько месяцев эти документы будут готовы. А в общем виде суть нашей позиции отражает платформа, которая принята на последнем Конгрессе демократических сил.

– Для того чтобы достойно провести избирательную кампанию, нужны деньги. Как считают эксперты, это минимум 500 млн. долларов. Между тем нынешний президент перекрыл вам все источники финансирования, как внутренние, так и внешние. Что намерены предпринять?

– Действительно, иностранные неправительственные организации и частные лица не имеют каналов, чтобы финансировать политическую деятельность в Белоруссии. А местный бизнес, если и делает попытку поддержать оппозиционную политическую партию, тут же получает по рукам. Многие из предпринимателей ныне или в эмиграции, или в тюрьме, или переживают большие неприятности. Пока не могу конкретно назвать, сколько необходимо денег для проведения эффективной избирательной кампании, еще не просчитывали. Скажу одно – мы рассчитываем на пожертвования неравнодушных белорусов.

– Недавно в Белоруссии прошла акция, призывающая сторонников перемен погасить свет в окнах и выставить зажженную свечу. По оценкам организаторов, ее поддержали 100 тыс. человек, то есть примерно 1% населения. Поскольку Лукашенко монополизировал телевидение, прессу, радио, люди попросту о ней не знали. Как вы в таких условиях намерены информировать избирателей о своих идеях и намерениях?

– Остается способ, который называется «от двери к двери». Мы опробовали его на прежних выборах, он весьма эффективен. Требуется, конечно, большой человеческий ресурс, десятки тысяч человек, которые придут в каждую квартиру и расскажут о Милинкевиче. Но в Белоруссии очень многие готовы работать бесплатно, за идею. Газет у нас осталось 18, тиражи очень низкие. Будет еще подпольная печать, газеты малого формата, листовки...

– Есть мнение, что ударной пропагандистской силой оппозиции могло бы стать спутниковое телевидение. В стране с 10-миллионным населением уже есть 350 тысяч «тарелок», можно завезти еще столько же, сделать программу, которая будет транслироваться со спутника – единственного источника, на который не действуют «глушилки»...

– Я по образованию физик, и скажу, что не каждая «тарелка» может принять сигнал с определенного спутника. Проект, о котором вы говорите, конечно, хороший, но очень дорогой. Мы его даже не рассматриваем. Европа выделила в этом году 2 млн. долларов на радиовещательные программы, но даже если все эти деньги потратить на телепроект, их не хватит.

– По вашим подсчетам, сколько людей готовы поддержать на выборах кандидата от оппозиции?

– По данным наших социологов, от 50% до 70% белорусских избирателей хотят перемен. Некоторая часть связывает их с действующим президентом, кто-то с другим лидером. Но в целом это тот участок, на котором я могу и буду работать.

– Людей интересуют и сведения, которые нельзя почерпнуть из вашей биографии. Например, кто работает над вашим имиджем, какая у вас зарплата, на каком автомобиле ездите?

– Вот-вот у меня появится уже полностью сформированная команда. Наконец-то на телефонные звонки начнет отвечать пресс-секретарь или референт, а не я сам. Будут профессиональные имиджмейкеры, спичрайтеры. Наверное, в чем-то я и изменюсь. Но борода, с которой сроднился, останется, это точно. Костюмы будут приличные, но не шикарные. Моя зарплата в общественном объединении, где сейчас тружусь, составляет примерно 100 долларов, но поскольку еще оказываю экспертные услуги разным организациям, то получается немного больше. Езжу на «Мерседесе» 83-го года выпуска.

– Фантастика: кандидат Милинкевич въедет во власть на белом «Мерседесе»...

– Машина у меня не белая ≈ коричневая. Я вообще не люблю рисоваться. Мой «мерс» старенький, но надежный. Пока, во всяком случае, не подводил. Надеюсь, в решающий момент тоже не подведет.

Из досье «НГ»
Александру Милинкевичу 58 лет. Родился в семье учителей. Окончил физико-математический факультет Гродненского педагогического института. Кандидат физико-математических наук, доцент. Работал в Институте физики Академии наук БССР. Затем преподавал в госуниверситете. В начале 90-х был зампредседателя в городской администрации Гродно – заведовал вопросами культуры, образования, медицины, спорта, молодежи и международных отношений. С 1996 года – председатель общественного объединения «Ратуша», ликвидированного властями в 2003 г. Сейчас Милинкевич работает в негосударственной организации.

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1371
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2303
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
1605
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
1617

Другие новости