0
7291
Газета Дипкурьер Интернет-версия

29.11.2010 00:00:00

Пять столпов экономической дипломатии Пекина

Владимир Портяков

Об авторе: Владимир Яковлевич Портяков - доктор экономических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: кнр, пекин, дипломатия, экономика


кнр, пекин, дипломатия, экономика "Мировая фабрика" нуждается в широких возможностях для сбыта своей продукции.
Фото Reuters

Вслед за ростом мощи и степени вовлеченности национальной экономики в глобальные и региональные мирохозяйственные связи на одну из ведущих позиций во внешнеполитическом инструментарии Китая выдвинулась экономическая дипломатия. Ее важной отличительной особенностью на современном этапе является широта диапазона. И хотя время для детальной классификации сфер, методов, рычагов этой стороны дипломатии Китая еще не пришло, по предварительной прикидке, можно выделить такие направления, как ресурсное, спросовое, инвестиционное, статусное и формирующуюся дипломатию валютного курса.

Поиск стабильного доступа к ресурсам

Ресурсная дипломатия призвана удовлетворить растущие потребности страны во многих видах ресурсов. Известны гигантские потребности КНР в импорте железной руды и нефти, высокие – леса и меди. Так, в 2002 году Китай ввез 69,4 млн. т нефти и 111,5 млн. т железной руды, а в 2009-м – 203,8 млн. т и 627,8 млн. т соответственно. (Здесь и далее приводятся данные официальной статистики КНР.) Для Китая как потребителя характерен растущий спрос на аренду за рубежом земель сельскохозяйственного назначения.

С другой стороны, Китай обладает крупнейшими в мире запасами редкоземельных элементов, широко востребуемых современной электронной промышленностью. Это дает ему возможность использовать ограничения на экспорт своих редкоземельных металлов для давления на те или иные страны, что и было применено в отношении Японии осенью 2010 года после очередного обострения спора о принадлежности островов Дяоюйдао-Сенкаку. В сферу действия ресурсной дипломатии отчасти можно включить и экспорт Китаем трудовых ресурсов, помогающий смягчить проблему занятости в стране.

К числу наиболее важных для Китая и наиболее детально проработанных разновидностей ресурсной дипломатии относится нефтяная дипломатия. Она включает в себя такие компоненты, как обеспечение страны надежными диверсифицированными источниками нефти из-за рубежа, постоянное совершенствование логистики поставок нефти в КНР и повышение безопасности конкретных маршрутов ее транспортировки, углубление кооперации Китая с другими крупными потребителями нефти в интересах координации подхода к производителям нефти. Перевод в практическую плоскость идеи транспортировки части импортируемой нефти по специальному трубопроводу через Мьянму в провинцию Юньнань (что позволяет обойтись без ее перевозки по Малаккскому проливу), сооружение нефтепровода Сковородино–Дацин, получение нефти и газа сухопутным маршрутом из республик Центральной Азии, предложение председателя КНР Ху Цзиньтао на Ташкентском (2010) саммите ШОС о разработке в формате организации специальных мер по защите нефте- и газопроводов наглядно иллюстрируют прагматический, деловой характер современной нефтяной дипломатии КНР.

Обеспечение спроса на китайские товары

Спросовое направление экономической дипломатии Китая носит двоякий характер. Как производитель товаров, капиталов и услуг Китай стремится улучшить условия для расширения их сбыта за рубежом. В качестве потребителя Пекин активно ссылается на тезис о том, что другие страны «разделяют с Китаем дивиденды от его быстрого развития». Этот аргумент часто используется в переговорах и в уже достигнутых соглашениях по созданию Китаем зон свободной торговли со многими странами мира и объединениями государств. Облегчая доступ для экспортных товаров государств-контрагентов, Пекин добивается и более свободного доступа на их рынки товаров китайского производства.

До начала 2000-х годов надежды иностранных экспортеров на «обширный китайский рынок» далеко не всегда оправдывались на практике. Однако после вступления КНР во Всемирную торговую организацию ситуация существенно улучшилась. Снижение среднего уровня импортных тарифов в Китае с 15,3% в 2001 году до 9,8% в 2007 году сделало китайскую экономику более открытой для внешнего мира. Согласно докладу Всемирного банка «Китай и ВТО» (2005), ежегодный выигрыш самого Китая от вступления в ВТО составил 40,6 млрд. долл., а остального мира – 75 млрд. долл.

Дополнительную роль играет и более активное стимулирование внутреннего спроса. Если в конце 2008 – первой половине 2010 года оно выполняло прежде всего функцию антикризисного инструмента, то в 12-й пятилетке (2011–2015) Пекин рассчитывает существенно увеличить долю фактора потребления населения в экономическом росте в целом, что создает дополнительные возможности для экспорта многими государствами своей продукции в Китай. В Пекине в последнее время нередко ссылаются на то, что «спрос на внутреннем рынке Китая способствовал экономическому восстановлению стран и регионов мира».


Автомашины на улицах городов КНР говорят о росте внутреннего рынка.
Фото Reuters

Управляя потоком инвестиций

Привлечение в страну крупных объемов прямых иностранных инвестиций неизменно остается одной из важных целей Пекина. Политическая стабильность, предсказуемость инвестиционного климата, накопленный опыт взаимодействия с зарубежным бизнесом позволили Пекину сохранить на высоком уровне объем привлекаемых зарубежных инвестиций как после введения в 2007 году единой ставки подоходного налога с китайских и иностранных предприятий, так и в период мирового экономического кризиса. Если в 2003 году объем фактически использованных в КНР прямых иностранных инвестиций составил 53 млрд. долл., то в 2009 году уже 90 млрд.

Значительная часть привлекаемых Китаем извне инвестиций поступает от бизнесменов китайского происхождения, проживающих в других странах и регионах (Гонконг, Сингапур, Тайвань). Немалая часть – в отдельные годы около 20% и более – фактически является инвестициями внутреннего бизнеса, проведенными через офшоры (Каймановы и Виргинские острова) и обретшими статус иностранных. Однако и оставшиеся инвестиции развитых стран составляют внушительный объем. А в ряде случаев (Германия, Франция, Япония) здесь в последние годы наблюдалась устойчивая тенденция роста. Одним из немногих исключений стала Республика Корея: корейский бизнес в КНР, в значительной части представленный мелкими частными инвесторами, в период мирового кризиса пострадал довольно серьезно.

В целом Пекину удалось сформировать привлекательный инвестиционный образ Китая, что вкупе с заинтересованностью в китайском внутреннем рынке помогло привлечь в страну крупнейшие мировые транснациональные корпорации. Китай получил крупный выигрыш от активного участия в процессе мировой экономической глобализации и стал минимум на десятилетие «мировой фабрикой».

Китай выступает не только реципиентом, но и донором иностранных инвестиций. Впервые КНР вышла на заметные объемы инвестирования за рубежом в 1985 году (628 млн. долл.) и на протяжении 1990-х – начала 2000-х годов в среднем инвестировала за границей около 2 млрд. долл. ежегодно. На конец 2003 года накопленные прямые зарубежные инвестиции Китая составили 37 млрд. долл. Провозглашение стратегии выхода отечественного бизнеса «вовне», то есть за национальные границы, активизация внешней деятельности частных предпринимателей из КНР и разработка с китайским участием месторождений полезных ископаемых за рубежом, прежде всего нефти, привели к резкому увеличению прямых зарубежных инвестиций в последние пять-шесть лет. В 2006 году они составили 21 млрд. долл., а в 2009 году – 56,5 млрд. долл.

Рост китайских инвестиций и в целом экономического присутствия КНР за рубежом способствует укреплению позиций китайских организаций на мировом рынке подрядно-строительных и трудовых услуг. Объем фактически выполненных Китаем за рубежом подрядно-строительных работ вырос с 8,4 млрд. долл. в 2000 году до 77,7 млрд. в 2009 году, а стоимость оказанных трудовых услуг – с 2,8 до 8,9 млрд. долл.

Юаневая дипломатия

После введения с 1 января 1994 года единого обменного курса юаня к доллару США основной целью юаневой дипломатии Пекина на довольно длительное время стало стимулирование национального экспорта. Это достигалось путем жесткой привязки обменного курса юаня к курсу доллара: с 1997 года, то есть с начала азиатского финансового кризиса, и вплоть до середины 2005 года он незначительно колебался вокруг отметки 8,28 юаня за доллар. Быстрый рост валютных резервов страны, потребовавший для их стерилизации заметного наращивания юаневой денежной массы, вкупе с давлением со стороны США вынудили Китай пойти на введение с 21 июля 2005 года плавающего курса юаня к доллару. Ко второй половине 2008 года обменный курс юаня к доллару повысился до 6,83:1 и был на этой отметке вновь заморожен с началом мирового финансового кризиса. Летом 2010 года под беспрецедентным нажимом США и Европейского союза Пекин вновь отошел от фиксированного курса юаня к доллару, однако отказывается от значительной ревальвации национальной валюты.

На Западе в унисон говорят о недооцененности юаня на 20–40%. Китай ревальвировал юань к середине октября 2010 года на 2,1% – до 6,69 юаня за доллар. Подчас в КНР высказывается мнение, что страна «справится» с удорожанием юаня на 3–5% ежегодно, но никак не более. Таким образом, валютная дипломатия Китая оказалась вынуждена решать новую задачу защиты «рационального» обменного курса национальной валюты.

Еще одна цель валютной дипломатии Пекина, вызревшая в контексте мирового экономического кризиса, состоит в постепенной интернационализации юаня. Речь идет как о более активном использовании юаня для расчетов во внешней торговле, особенно с соседними государствами, так и о возможном в перспективе наделении юаня статусом еще одной мировой резервной валюты.

Поднимаясь по ступенькам статусности

Статусное направление экономической дипломатии КНР представлено ее взаимоотношениями с различными международными организациями экономического и финансового профиля, участием страны в крупных саммитах и форумах.

Определение «статусное» носит известную долю условности. Членство страны во многих международных организациях было призвано служить в первую очередь решению ее сугубо практических проблем. Так, восстановление в 1980 году членства КНР во Всемирном банке и Международном валютном фонде помогло Пекину привлечь крупные внешние кредиты на льготных условиях, что было особенно важно на начальном этапе запуска политики модернизации, реформ и открытости. Вступление в ВТО обеспечило стране более благоприятный торговый режим и одновременно задало алгоритм многим внутренним преобразованиям в законодательстве и институциональном строительстве.

В то же время уже само по себе членство Китая в ведущих мировых организациях автоматически повышало его статус. А по мере роста экономической мощи инициативные усилия по повышению своего статуса стал предпринимать и сам Пекин.

Несмотря на очевидные успехи, экономическая дипломатия Китая нуждается в дальнейшем совершенствовании, в более «тонкой настройке». Пожалуй, задача номер один здесь – добиться снижения числа антидемпинговых расследований и специальных защитных мер, предпринимаемых в отношении КНР в рамках ВТО. Пекину пока не удалось нащупать эффективные механизмы воздействия на экспортеров железной руды: от постоянного и не всегда обоснованного роста цен на нее китайские металлургические компании реально недополучают прибыль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
811
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
711
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
830
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
566

Другие новости