0
1352
Газета Культура Интернет-версия

02.11.2000 00:00:00

Групповой портрет

Тэги: журнал, знамя


ЕСЛИ ЧИТАТЬ всю поэзию в девятом номере сплошь (не отвлекаясь на прозу), то она предстает интересной антологией.

Журнал открывается двумя короткими стихотворениями Сергея Гандлевского - это камертон. В немногих строках Гандлевского только заявлены темы, которые разрабатываются и варьируются в стихах всех авторов номера - Михаила Кукина ("Фотовспышки"), Бориса Рыжего ("Горнист"), Ивана Волкова ("Крымские сонеты"), Александра Медведева ("Полый посох").

Вот эти главные темы: оружия и войны, винопития, строительства и труда, взросления и личной истории, культуры и связи с ней, усталости и опустошенности.

Легкомысленное предложение Гандлевского "не пострелять ли в цель?" развивается в стихах Бориса Рыжего в сторону суицида: "С антресолей достану "ТТ", / покручу-поверчу - / я еще поживу и т.д., / а пока не хочу...", находит отклик в размышлениях о Черноморском флоте Ивана Волкова: "Пустой скелет линкора боевого / с гниющим стратегическим сырьем" и Александра Медведева: "надстроек палубных слюда, / хищные, изящные обводы..." Оружие, которое помянул Гандлевский, достал, покрутил в руках и убрал подальше Рыжий, которое хоронит Волков, становится у Медведева реальным орудием войны - стреляет по людям, для чего и предназначено: "Эвакуационная эпоха. / Полны тумана минные поля. / Прогиб эпилептический, апока- / липтического виража петля, / столицы нашей родины - Моздока / врагу не покоренная земля" ("Сны госпитальные").

Гандлевский сетует: "Зря я выпил без закуски". Тема подробно разрабатывается по всей шкале - от легкой выпивки летним южным утром: "Когда допью в кафе под самым садом / Стакан портвейна - явно не последний" (Иван Волков) - до палаты нарколога: "Третьи сутки ломает цыгана, / просто нечем цыгану помочь. / Воду ржавую хлещешь из крана, / и не спится, и бродишь всю ночь" (Борис Рыжий). Если у Медведева это только способ снять тяжелую усталость измученным грузом "челнокам": "Отложен вылет - значит, отдохни, / сопутнице своей чернорабочей / пластмассовый стакашек протяни", то у Михаила Кукина - это утомительная повседневность, он почти дословно повторяет слова Гандлевского: "И зачем я выпил? Грусть напала".

Если Гандлевский, размышляя, чем бы занять собственное безделье, предлагает: "Не водрузить ли несколько скворешен?", то у Медведева тема труда - тяжелого и выматывающего - главная. Он рабочий, ежедневная забота которого "такелаж, сцепка-смазка / да рихтовка, шихтовка, / кладка, резка, обвязка. /Домино и бытовка - / калорифера ласка. Как в затоне лебедка кричит! ось у ней, как душа, не на месте" (очень хорошо). Он - "челнок". Он - банкир, листающий "Financial Times" и размышляющий над реалиями российского "серого" бизнеса. Иван Волков рисует картинку прокладки трассы "Ялта-Севастополь" с цитатами из строительной сметы. Для Михаила Кукина повседневная работа - скорее воспоминание с тенью неопределенной ностальгии, и он грустит немного о ней и рад тому, что от нее избавился. Так грустит о неволе вышедший на свободу. Связь Бориса Рыжего с этой темой достаточно случайна, он вспоминает о ней - "когда в ватниках трое рабочих / подмолотами били меня" - только для того, чтобы упрекнуть своего нерадивого ангела-хранителя, халатно относящегося к своим обязанностям.

Гандлевский говорит: "Фальстафу молодости я сказал "прощай" / И сел в трамвай. / В процессе эволюции, не вдруг / Был шалопай, а стал бирюк".

Каждому поэту есть что вспомнить о молодости (прошедшей), у каждого совсем не нулевая глубина личной истории. Медведев очерчивает границы этого опыта: "Юность бывала - не Баден-Баден. / Старость будет - не Карлсбад", - и подводит промежуточный итог: "И в любимой команде футбольной / все другие выходят на поле. / Лишь один поседелый хавбек / еще бегает, скалясь от боли, / месит бутсами выпавший снег". Кукин пристально смотрит в свое будущее и почти ничего там не видит: "Как мы жить-то будем? / Ну, там завтра, послезавтра - ясно. / А потом? Хотя бы через месяц? / Через год? Никто нам не ответит. / Неизвестно это". Борис Рыжий постоянно колеблется на грани, и эта неустойчивость над бездной заставляет его возвращаться назад и всматриваться снова и снова в немногое дорогое, в то, что останется. Его личная история очень коротка - он старается по возможности не думать о прошлом и тем острее и пронзительнее проговаривается: "И права, вероятно, Ирина - / чьи-то книги читал, много пил / и не видел неделями сына. / Так какого же черта даны / мне неведомой щедрой рукою / с облаками летящими сны, / с детским смехом, с опавшей листвою".

Упоминанием Фальстафа Гандлевский заявляет тему культуры и личной связи с ней, которая полно и последовательно разрабатывается Кукиным и Волковым. Кукин берет античные реалии, сюжеты и даже размер ("Подражание латинскому"), хотя нужно отметить, что "низкие" гекзаметры имеют такую же древнюю историю, как и героические, "высокие". Первая известная нам пародия на "Илиаду" - "Батраомиомахия" (война мышей и лягушек) - появилась еще в VI или III веке до

н. э., и традиция приписывала ее авторство самому Гомеру. Волков пишет сонетное кольцо - последняя строка сонета рифмуется, не совпадая точно с первой строкой следующего сонета. Сонетов пятнадцать, но последний - не канонический магистрал, а скорее вывод и итог. Описывая этот круг, Волков успевает проехать по Крыму, заглянуть в прошлое и будущее полуострова, процитировать в собственном переводе "Крымские сонеты" Мицкевича, постоять у "Бахчисарайского фонтана" и припомнить Мандельштама. Полный джентльменский набор. Но все эти упоминания не давят филологичностью, сонеты написаны ненатужно, они естественно перетекают и уточняют друг друга.

Тема безнадежности, усталости Гандлевским сформулирована так: "короче говоря, я безутешен". Все стерлось от бесконечных повторений, слилось до неразличимости скороговорки: "Солнце прячется за тучкой. / Бобик бегает за Жучкой. / Бьется бабушка над внучкой - / Сделай дяде ручкой".

Борис Рыжий понимает безнадежность как последовательный отказ: "Ничего не надо, даже счастья" - и дальше длинный перечень. Но все-таки что-то нужно? Или нет? "Не надо ничего, / оставьте стол и дом / и осенью, того, / рябину за окном". Или: "Не покидай меня, когда / горит полночная звезда", но "оставь меня, когда мне больно, / уйди, оставь меня совсем". Просьбы оставить - это штампы - рябина, звезда. Поэт колеблется и не находит обязательных вещей, без которых невозможно существованье. Их нет. И потому естественный вывод: "я сейчас докурю и усну - / полусгнившую изгородь ада / по-мальчишески перемахну". Безнадежность у Волкова это - "пока нас не было, наш дом пошел на снос". У Медведева - пустота и дешевая свобода, остающиеся после банкротства.

Неужели все так плохо? Или что-то все-таки брезжит? У Гандлевского ничего. У Волкова надежда не появляется, даже когда ему удается взглянуть на весь мировой круг сверху: "Все это создавалось для меня, / И после смерти я узнал про это. / Пока мы выбирали части света, / Закончилась великая возня".

Нет, здесь нет ничего, но есть шанс выбраться из великой и совсем невеликой возни после. Рыжий находит выход в воспоминании - облаке. "Эля, ты стала облаком / или ты им не стала?" Стихотворение пронзительно по чистоте звука. Рыжий Элю-облако создает, творит из слез и вздохов - самой прочной, как говорил Василий Розанов, материи в мире. А вот Медведев - большой оптимист. "Не уставая ставить свой порядок / от самых от окраин до Москвы / и по-хозяйски не ломая шапок, / пришли и есть отныне... Каковы?" Через труды и банкротства, уворовав в "полом посохе" успех, как когда-то паломник вынес из Китая тутового шелкопряда, мы - те самые "новые русские" - пришли и есть, и за нами будущее. Это что касается временного, а что касается вечного - "Я не верю в бессмертие зла". С таким душевным подъемом нужно сворачивать горы. Бог в помощь, только не придавить бы кого-нибудь опрокинутой горой. Пожалуйста, соблюдайте осторожность. Но та надежда, на которую опирается Кукин, кажется все-таки более прочной. Она не связана напрямую ни с какой формой внешнего успеха. "Так Время подступает к нам ночами / Вплотную - и клубится, словно дым. / И лишь душа, убогая, в печали, / Стоит, не отступая, перед ним". Ночами - когда "секьюрити с наганом" ничего не значат, когда от алкоголя только трезвеешь и за ним не спрятаться, когда спят любимые женщины, когда невозможно работать и думать, только "душа, убогая, в печали" - может противостоять времени. И если она "стоит, не отступая", все на самом-то деле в порядке - человек здоров и жизнь его полна смысла, поскольку у него есть надежная вневременная опора.

Пять поэтов. Пять судеб. Пять разных запоминающихся голосов.

Групповой портрет под журнальной обложкой. Слева направо. Сергей Гандлевский - немного поодаль, Михаил Кукин - с четко различимой сединой, Борис Рыжий - сидит, обхватив руками голову, Иван Волков - жесткий воротничок белой рубашки подчеркивает крымский загар, Александр Медведев - облокотившись на крышу черного "Мерседеса", может быть, уже проданного за долги. Это портрет несуществующего российского среднего класса, несуществующей интеллектуальной элиты. Люди, много думавшие, не только над стихами, а может быть, и большей частью не над стихами. Люди, выстоявшие в трудах и сохранившие верность своему дару. Их не спутаешь.

Голоса в этой небольшой антологии не перекрывают друг друга, а оттеняют и подчеркивают, хотя и говорят об одном и том же: о современнике - человеке, живущем сегодня в России.

Осталось последнее: назвать мастера, выстроившего эту замечательную мизансцену - бессменный завотделом поэзии "Знамени" - Ольга Ермолаева.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Ключевые принципы судопроизводства умаляются по закону

Екатерина Трифонова

КС РФ следовало бы проверить правовую определенность действующего порядка апелляции

0
712
Охлаждение экономики подогрело волну критики

Охлаждение экономики подогрело волну критики

Михаил Сергеев

Заявления об инвестиционном росте в РФ основаны на спорных данных

0
1368
В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

В Хакасии у КПРФ и "Единой России" опять нет консенсуса

Дарья Гармоненко

Коновалов отказывается от муниципальной реформы, Сокол подбирает под себя бюджет

0
798
Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

Минюст предложил закрывать дела в случае защиты нравственных ценностей

0
574

Другие новости