0
2423
Газета Культура Интернет-версия

10.01.2001 00:00:00

Снятие окиси

Тэги: Рейн, поэзия, Бродский


Рейн, поэзия, Бродский

ЕВГЕНИЙ РЕЙН - поэт, который любит свою жизнь. Он ее певец. Не его вина, что ее опорные моменты связаны, скажем, с Главтабаком и прочей социалистической атрибутикой, но он таков, и все это в стихе. Его стих, можно сказать, - энциклопедия стиха пореволюционного периода (с вневременным Кузминым, да и многими). Скажем, в "Ночи на китайской границе" он цитирует интонацию Луговского, "Большевикам пустыни и весны", и в итоге не убыло ни от того, ни от другого. Так и надо понимать его обращение к Музе: "И только мы с тобой снимаем с меди окись". Читать Рейна по преимуществу легко. Обманчиво ясна система образов и связей между ними. Порой упираешься в куски косноязычия, которому автор не чинит препон: он ставит на органику речи. Самое работающее у Рейна - то, что невидимо: интонация. Тяжеловато-грустный рокот внутри стиха, внешне облегченного. Рейн принципиально сверхотзывчив и готов воздать стихами всему на свете. Это бесконечное плавание. Он Одиссей, не собирающийся возвращаться. Его Итака - отошедший мир, о котором он вспоминает с первым встречным, хоть с пожилым сталеваром: "Что-то вместе, вдвоем, потеряли, видать.// Так напомним, покуда не стало светать,// О чугунке и прозе".

Не так давно Рейн вспомнил и рассказал сюжет знакомства - своего и Бродского - с Борисом Слуцким. Молодые ленинградцы, потчуемые мэтром в кафе ЦДЛ, прочли стихи. Слуцкий благосклонно отнесся к тому и другому. Никакой передачи лиры не произошло. Однако Рейну было сказано, и сейчас немолодой Рейн охотно поддерживает эту мысль, что ему-де вредит некое адвокатское красноречие.

Наверное, в такой метафорике сам Слуцкий - обладатель красноречия прокурорского. Похоже. Но в целом несправедливо. Тем не менее в эпитете Слуцкого содержалось точное ощущение - на уровне тонкого наблюдения. Обвинительный уклон времени подспудно вытеснялся тоном защиты в отношении самой жизни, ее нерегламентированных проявлений. Проще говоря, время добрело. Добрело оно, разумеется, весьма условно. Но, если иметь в виду Бродского, тунеядец - все же не враг народа. Сам факт встречи поколений за столиком с выпивкой и закуской свидетельствовал о возможности естественного течения жизни без убийственных разрывов в ее, жизни, взаимосвязях.

Вообще говоря, Рейн из тех поэтов, кто не скрывает ученичества у Слуцкого. Со Слуцким его связывает и восхищение, похожее на оторопь, перед искусством авангарда. Однако в своем "Авангарде" Рейн отнюдь не упивается дерзостью первопроходцев - он разделяет давно уже общую мысль о роковой связи между авангардом и тоталитаризмом. Новизна Рейна - в самих стихах, которые попросту хороши, не говоря о весьма прихотливом синтаксисе:

И когда они все сломали,

и везде не летал "Летатлин",

догадались сами едва ли

с гиком, хохотом и талантом,

в Лефе, в Камерном, на премьере,

средь наркомов, речей, ухмылок

разбудили какого зверя,

жадно дышащего в затылок.

Интересно, что по стиху - ритмически, не по строфе - Рейн здесь идет - невольно скорей всего - за Ахматовой: "Поэма без героя". Наверное, это естественно, по многим причинам. Прежде всего - начало всего: Серебряный век, 10-е годы, и, привлекая кузминско-ахматовский дольник, Рейн принимает сторону их эстетики и социальной этики. Спор со Слуцким?..

Если Слуцкий - учитель, а Бродский - ученик, Рейн - мост между ними. Бродский ценил в Рейне песню, рассматривая ее в докибировской плоскости Кибирова: популярная песня, преломленная в авторском стихе. В собственном "Византийском" Бродский прибегает к тем же песенным аллюзиям, как бы реагируя на метод учителя. На взгляд Бродского, Рейн - "метрически самый одаренный русский поэт второй половины XX века". Обмен дифирамбами между учителем и учеником, при всей их серьезности, ставит Рейна в положение, открытое для иронии, - одна из причин потребительской слепоты к его "Предсказанию", книге поэм, давно изданной, но продолжаемой из года в год.

Щедро написанный образ Клима Поленова (поэма "Кабинет") - вот кто стоит в центре раздумий Рейна о поэзии и купле-продаже. Кто это такой? "Московский фраер, бабник, алкоголик", издает двухтомники, вояжирует по свету, коллекционирует оружие (не только!), богато библиофильствует и т. д. Вы угадаете - Луговской, и я бы так сказал. Но автор разводит Луговского с Поленовым: "Нам Луговской показывал знамена". Тут такая игра: если имя прототипа Майя, то в поэме она зовется тоже календарно - Августа.

Поэмы Рейна возникли не на голом месте. Культура его эпиграфов прекрасна и опасна: как с этим соперничать? В подпочве этих поэм прочитываются Блок ("Вольные мысли"), Ахматова ("Северные элегии"), Кузмин ("Форель..."), Багрицкий ("Февраль"), Луговской ("Середина века") - фундамент дай бог, не говоря уж о драматургии Пушкина или, к примеру, о "Страннике" Майкова. Коллизия пушкинской "Русалки" - возвращение к грустным берегам прежней горькой любви - пронизывает весь корпус рейновских поэм.

Тут много женщин. Но есть Ася. Держись, Тургенев! Торжествуй, де Лакло. Празднуй, аббат Прево. Впрочем, источники замутнены. Если и Тургенев, то не Ася, а Полина. Ах, опять неточно. Ася Рейна - конечно же, опасная связь, ангел распутства, комок боли и восторга, лжи и разбитых иллюзий, и вечного хождения по краю пропасти. Она мечется по миру, становясь сгустком рейновского понимания эмиграции.

Отцом Рейн назвал Клима Поленова, учителем - Кузмина, а подлинный его отец, старший лейтенант Рейн Борис Григорьевич, упомянут лишь пару раз в связи с единственным его орденом и гибелью под Нарвой. Велик удельный вес таких упоминаний. Не здесь ли ключ к тому, чего Рейн не объясняет расширительно, - к его неуходу в эмиграцию?

У Льва Лосева есть такой стих: "Был вечер. Рейн болтал о пустяках" (из посвященного Белле Ахмадулиной стихотворения "Poetry makes nothing happen"). Колоссальное обилие реалий, предметов, вещей, лиц, знаков культуры, имен собственных, топонимов - разливанное море бытия, состоящее из капель действительности и атомов духа, - его пустяки. Когда Рейн говорит, например, о неких поэтах 50-60-х (они принципиально раскодируемы), одетых "кто в рубище, кто в лучший// двубортный бирмингемский шевиот", я слышу восхищение автора этим самым шевиотом, равным розоватым брабантским манжетам.

Восхищенный поэт. У него быть не может подтекста. Его поэтика - поэтика потока, словоизвержения, жадной свободы звукоговорения, той, похоже, свободы, которая была им достигнута с некоторым опозданием. Поэмы он начал в 70-х. Дисциплинарная узда в организации стиха ему заказана. Свой ямб он освобождает от регулярности, колдобины в ритме создает сознательно.

"Все ныне память и неликвид", - говорит Рейн. Так ли уж все неликвидно? Впусте ли была усвоена Рейном великая пореволюционная поэзия 20-30-х и более поздних годов? То была лирика, в глубине которой трагедия самоуничтожения личности, лирический плач в доспехах гражданственности - плач по исчезновению лирики. Так появляются книги поэм. На обложке "Предсказания" изображена, кажется, Ника. С крыльями, но без рук.

Рейн продолжает эту книгу. До слез хороша поэма "Через окуляр". Память смертная поддается пересказу постольку, поскольку прозы в стихах Рейна, условно и мягко говоря, всегда было немало. Но просто невозможно назвать прозой вот такое: "Любой котенок, птица, мотылек // могли дышать, а я не мог. За что?" Уложить онтологический смысл этого вопроса в жалобу астматика нельзя, потому что это вопрос поэта. Рейн недвусмысленно развивает эту метафору: "Я вышел на проспект Международный, // и астма вдруг покинула меня,// и я вздохнул спокойно и заплакал". Поэма - тот же стиховой киноопыт Рейна, т. е. монтаж, чередование и слияние сцен, кадров, впечатлений, персонажей. Собственная жизнь разматывается и рассматривается от почти начала до почти конца. Рейн - один из немногих в стихотворстве художников, которые умеют писать портрет. Инвалид под пивнушкой, балерина-неудачница на дачной вечеринке, лесной отшельник интеллигент - живые люди, написанные Рейном мазками лаконичными и безошибочными. Бродский, также присутствующий в этой поэме (как и почти во всех стихах Рейна последних пяти лет, собранных в, может быть, лучшей его книге "Балкон"), совершенно резонно выделил в Рейне музыкальную стихию. Каждого персонажа Рейн накладывает на определенную мелодию. Инвалид: "И он запел "Варяга". Балерина: "Цветущий май". Отшельник: "Приемник "Сателлит" гремел в избе - // из Ватикана раздавалась месса". А что Бродский? Тот "курил и слушал оперетту.// Здесь Оффенбаха, Кальмана, Легара // играли чаще прочих..." Под эту музыку: "Мы вспоминали русские стихи // от Сумарокова до Пастернака". Музыка обрывается на похоронах Бродского. "Протестантка // прочла молитву". Коротко сказано: "будет месса". Но ее нет. И уж совсем никакой музыки нет там, где ее, непереносимо оглушительной, особенно в нынешние летние ночи, - слишком много: в Коктебеле. Рейн пишет о себе, сквозь грустный ряд его персонажей, носителей жизненного урока, проходит он сам, а не некий автоперсонаж, его рассказ о своем несостоявшемся самоубийстве - исповедь, а не игра художественного воображения. Поэма посвящена Н., жене. Она реально действует в поэме. Благодаря ей, ее присутствию в жизни поэта побеждает простейшая истина: "Неси свой крест, люби свою жену, // еще дыши воздушным перегаром // вина и солнца, ночи и судьбы". Поэма заканчивается такими словами жены: "Пойдем-ка на базар". Вот так. Надо жить.

Лев Лосев пишет в своей прозе "Москвы от Лосеффа": "Жадное ощущение лиризма жизни, каждой ее ускользающей минуты, ненасытное вбирание в стихи всех, без исключения, впечатлений бытия, гениальная графомания, если угодно, вот что роднит их (Рейна и Бродского. - И. Ф. ). Я употребил слово "гениальная" ответственно. Природа словно бы вырастила их из одного генофонда, но Рейн был экспериментальной моделью, а Иосиф - окончательной. Рейн - гениальность, Иосиф - гений".

Мы должны принять как данность, что среди нас ходит живая легенда - Евгений Рейн. Говоря о занавесе поэтического века, невозможно не заметить очень большую тень, отбрасываемую на него Рейном. Не осознавать этого обстоятельства - большое личное упущение. Наша подслеповатая, но удалая литкритика сочла своей творческой удачей прилепить к Рейну эпитет "полноводный", не заметив многого, в том числе и того, что последнее время Рейн не печатает своих стихов. Но в этом факте есть свой смысл: и непечатающийся Рейн постоянно присутствует - и в своих, и в чужих стихах от Беллы Ахмадулиной до Бориса Рыжего. Рейна много, и это хорошо.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
643
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
815
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
689
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
556

Другие новости