Оживленный с помощью IT-технологий вождь революции пользуется популярностью в соцсетях. Кадр из видео со страницы Сергея Обухова в «ВКонтакте»
В Госдуму внесены поправки в избирательное законодательство. Пока заметны в основном технические изменения, связанные с цифровизацией. Политическая новация – это запрет использовать для агитации и вымышленных, в том числе при помощи нейросетей, персонажей, и образов уже умерших людей. Так что у КПРФ отнимают и Ленина, и Сталина в любых форматах – классическом или современном. ЛДПР вынуждена будет отказаться от изображения Владимира Жириновского в виде фото, силуэтов и виртуальной копии вождя. Депутаты этой партии подписались под инициативой, а коммунисты – нет.
Поступивший в Госдуму 19 февраля законопроект – это, судя по всему, вариант, который разработан Центризбиркомом по согласованию с администрацией президента.
И полномочия ЦИК РФ в отношении выборов заметно расширяются. Например, этот орган сам определит правила оформления цифровых протоколов результатов голосования и особенности подведения их итогов.
Под поправками в действующие законы об основных гарантиях избирательных прав граждан и о выборах депутатов Госдумы подписались представители «Единой России», ЛДПР, «Справедливой России» и «Новых людей». От КПРФ в группе авторов нет никого, поскольку партия изначально выступала против регулирования использования нейросетей для целей выборной агитации. Соответствующие нормы в проекте присутствуют. Как и предполагала «НГ», власти пошли по самому логичному ныне пути – просто запретили человеческие изображения, сгенерированные с помощью инструментов искусственного интеллекта.
Но и это еще не все, в тексте сформулирована откровенно политическая поправка, направленная в основном против левых, но затрагивающая и ЛДПР: «Использование в агитационном материале изображения (образа) человека, в том числе вымышленного и (или) умершего, включая созданного с применением информационных технологий, не допускается». За исключением нейровариантов тех политиков, которые участвуют в данных конкретных выборах. Однако понятно, что ни Ленина, ни Сталина это не касается, а между тем их облики представляют собой неотъемлемую составляющую агитационных материалов КПРФ. Причем как раз в последнее время среди молодых левых активистов и избирателей популярны стали осовремененные коммунистические вожди. Взять хотя бы предновогодний ролик, где Карл Маркс договаривается с Дедом Морозом о празднике именно для бедных людей.
От нового запрета также вроде бы должна пострадать и ЛДПР, которая активно использует воспоминания избирателей о Жириновском. Однако, как уже указывала «НГ», примерно в середине прошлого года такая деятельность стала притормаживаться, эксплуатация образа вождя переключилась в дежурный режим. И даже знаменитый «первый политический алгоритм Жириновский», то есть его нейрообраз, перестал выступать с заявлениями и прогнозами. Для нынешнего лидера партии постоянное сравнение с ее основателем скорее представляет собой минус, чем плюс. И не столько потому, что один хуже, а другой – лучше, просто люди склонны к прогрессирующей идеализации ушедших.
Очевидным подтверждением тому, что якобы депутатская инициатива на самом деле составлена и доработана совсем в других инстанциях, служит пояснительная записка к этому законопроекту. Обычно она составляется в таком стиле: более или менее обоснованные изменения подсвечиваются, тогда как противоположные – ретушируются. Однако в этот раз пояснительная записка изложена в виде докладной – на каждую поправку следует вполне откровенная аргументация. Вот и запрет на использование для агитации кого-либо, кроме кандидатов, объясняется прямо и непосредственно: «Современные информационные технологии позволяют в короткие сроки при минимальных затратах создавать изображения реально существующих людей и образы вымышленных людей и использовать их в агитационных материалах».
Казалось бы, что в этом может видеться плохого? Но на то у властей, как всегда, есть один и тот же ответ: «Вместе с тем недобросовестное использование современных информационных технологий способно формировать у избирателей искаженное представление о кандидате или избирательном объединении в целях воздействия на результаты волеизъявления». Далее следует и вовсе убойный тезис, смысл которого, видимо, в том, что та же ЕР, в отличие от оппозиции, почему-то якобы не сможет пользоваться инструментами нейросетей для своей агитации. «Проектируемые нормы, не ограничивая возможность правомерного использования информационных технологий при проведении предвыборной агитации, направлены на защиту законных интересов и прав граждан и обеспечение равенства кандидатов и политических партий, а также на противодействие недобросовестному воздействию на электоральные предпочтения избирателей», – говорится в пояснительной записке.
Конечно, нужно будет еще посмотреть, как все это изложат в окончательном варианте закона, но уже сейчас понятно, что применять искусственный интеллект для изготовления картинок и роликов с людьми точно лучше не надо. Но и конструирование текстов либо анализы социологии с помощью нейросетей тоже становятся опасным поприщем, ведь при необходимости эти действия можно признавать неправомерными.

