0
1078
Газета Культура Интернет-версия

16.02.2002 00:00:00

Рецепты чудачества

Тэги: берлинале, фестиваль, фаворит


Приближается к завершению 52-й Берлинале. В последний момент еще может возникнуть какой-то новый фаворит конкурса. И уж во всяком случае всем предстоит быть шокированными картиной брутально-экстравагантного Ким Ки-дука "Плохой парень". А пока фестивальная публика переживает документальный фильм Вима Вендерса "Ода городу Колонье", посвященный эпохе немецкой рок-группы "BAP" и ее лидеру Вольфгангу Нидекену. Рок-движение у Вендерса разворачивается на фоне кадров исторической хроники Второй мировой, американской рекламы, фрагментов поп-шоу, пацифистских демонстраций в Германии и аппелирует к драме Германии и мифологии американского рая. И как бы ни был изысканно образен монтаж режиссера, как бы ни был насыщен видеоряд, визуальным центром картины все равно оказываются титры, на 90% состоящие из английских подстрочников к песням Нидекена со всей психологией европейских поколений 60-х-70-х. И больше всего впечатляют документальные кадры концертов "BAP". Картина Вендерса выламывается из всего фестиваля, поскольку заставляет признать, что рок легко забивает по силе воздействия любой кинематограф.

Другие фильмы, наоборот, целиком укладываются в координаты современного кинопроцесса. "Amen" Константина Косты Гавраса подвергает нацизм психоанализу. Противостояние нациста и служителя церкви интерпретируется как интеллектуальная драма, которую, учитывая накал страстей и цветовую гамму фильма, хочется назвать "Красное и Черное". В роли священника - Матье Кассовиц, ставший популярным после роли любимого мужчины Амели. Актер превращается в звезду, чему способствует его имидж странноватого эротического чудака, парящего над прозой мира.

Еще одна ассоциация с "Амели" возникает после "Королевских Тененбаумов" Веса Андерсона. В этой эксцентрической комедии предлагается американская версия чудачества: оно не от одиночества и неприспособленности к жизни, а от избытка жизненных сил, удачливости и финансовой состоятельности. Это порода очень веселых придурков с очень крепкими нервами и здоровьем. Если Стеклянного Человека и остальных чудаков из "Амели" хотелось заворачивать в вату, столь хрупкими они казались, - то героев Андерсона можно спокойно сбрасывать с небоскребов, только крепче станут. С французской официанткой Амели членов семейки Тененбаумов объединяет отсутствие смысла жизни и мучительный, но задорный поиск "чего-то главного". Белокурой контрастной парой Амели смотрится Марго-Гвинет Пэлтроу. У нее тоже неистребимая печаль в глазах, и тоже стильные прическа и наряды - при полной отрешенности от быта и суеты. Но Марго ни минуты не разыгрывает альтруистку, она - откровенный продукт запредельного эгоизма.

Американский легкомысленный мейнстрим не столько берет на вооружение мотивы серьезного европейского артхауса, сколько непроизвольно совпадает с ним по внутреннему настроению. Неприкаянность, о которой пронзительно высказывается европейское кино, составляет подспудное тихое бешенство в массовом американском.

Настоящий мировой уровень кинематографа показал Отар Иоселиани с картиной "Однажды в понедельник". Его фильм находится на стыке художественных традиций Грузии, Италии, Франции и России. В центре фильма - неимоверно трогательный и непрактичный человек. Он живет в какой-то деревеньке и ездит работать на большой завод, усаживаясь в маленькую голубую машинку и всякий раз оставляя на земле домашние башмаки. При всей эффектности нескончаемых бытовых деталей герой являет собой не столько социальный тип, сколько философский архетип человека, пребывающего по ту сторону прагматики и целеустремленности.

В эксклюзивном интервью корреспонденту "НГ" Отар Иоселиани рассуждает о том, чего он не приемлет в современной жизни.

- Ваш фильм полностью укладывается в нынешнюю тенденцию делать главного героя асоциальным чудаком, который ведет себя не так, как большинство людей...

- Видите ли, когда Ерофеев написал "Москва-Петушки", нам только казалось, что он говорит от лица исключительного персонажа. На самом деле его герой - как мы все. Другое дело, что мы, нормальные люди, стали выглядеть чудаками в глазах тех, кто практикует меркантильную беготню и погоню за бесконечным обогащением. Как будто в этом кавардаке, в этом круговороте весь смысл жизни! А разве так уж странен человек, который вдруг плюнул на работу и куда-то решил смотаться. Или - люди, которые от скуки подсматривают друг за другом через подзорную трубу. Или - люди, которые встречают друг друга случайно, и вдруг решают: а почему бы вместе не прогуляться, не доставить себе такое удовольствие. Просто так! Суть в том, что в моем фильме никто ни от кого ничего не хочет. А по нынешним нормам это действительно как-то странно.

- Но фильмы о людях, похожих на вашего героя, сейчас любят смотреть все, в том числе и те, кто встроен в прагматичную деловую жизнь. Возможно, все мечтают но почти никто никогда не рискует всерьез зажить так, как он...

- Винсент в моей картине отправляется путешествовать в Венецию. И там его тут же первым делом обворовывают. Но оказывается, что это не такая уж ощутимая потеря. Вы заметили, что ведь с ним после этого ничего плохого не случается? Я помню очень хорошее определение проблемы денег у Гиляровского: деньги, их то ли нет, то ли они есть, а лучше бы их не было. Когда денег нет, тогда и проявляется, кто тебе по-настоящему друг, а кто нет. И самое неприятное положению у слишком состоятельных людей. Вокруг них много и домочадцев, и приятелей, но надо все время думать - настоящие ли они друзья, по-настоящему ли они все близкие люди? Я лично, как только сталкиваюсь с богатыми людьми, стараюсь не вступать с ними в дружеские отношения...

- Вы не верите, что деньги и искренние чувства совместимы?

Для этого нужна культура, которая в последнее время исчезла, в том числе и в России. Был, конечно, когда-то Савва Морозов. И не могло быть такого, чтобы он подозревал Серова или Врубеля, что они дружат с ним по прагматическим причинам. А сейчас всякое возможно. Качество интеллигенции и качество владельцев больших капиталов было совершенно иным. Я побывал в России на некоторых сборищах. И познакомился с двумя ключевыми понятиями - халява и тусовка. Эти две вещи определяют зависимость будто бы независимых в силу профессии людей от денег, которые исходят очень часто от тех, кто обладает не очень высоким вкусом.

- Вы говорите сейчас о России. А во Франции как обстоят дела?

- Там то же самое. Только французы умудряются вступать с тобой в очень жесткие отношения под маской вежливости. Тогда уж я предпочитаю наше российское хамство. Во Франции, если у тебя случайно не хватило где-нибудь в кафе 20 центов, тебя так со всей "вежливостью" унизят и обольют грязью и презрением, что на всю жизнь останется воспоминание. В России все же скажут: "Ладно, или уж..."

- Ваш фильм смотрится как гармоничное произведение. Но в основе - резкое неприятие современного общества.

- Поэтому я и решил избавить своих героев от всех проблем, о которых сейчас говорил, и сохранить в их мире нормальные отношения. Жизнь сама по себе трагична. Либо надо вкалывать - и никакой радости от этого не испытывать. Либо надо от этой жизни бежать. Куда? Везде такие же люди, такие же несчастные и вкалывающие, добропорядочные, гостеприимные. Но времени для тебя ни у кого нет. В Венеции такой же человек, как и Винсент, пойдет так же работать на таком же вонючем заводе. И герой останется снова один. Ну, пойдешь куда-нибудь еще, "искать по свету уголок". Но все равно вернешься домой. А что еще делать? Вообще-то я снял комедию. Но просто когда начинаешь размышлять о чем-либо, обязательно призадумаешься и о том, как все-таки худо устроен этот мир.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
505
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
577
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
809
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
546

Другие новости