0
841
Газета Культура Интернет-версия

17.04.2002 00:00:00

"Золотая маска" вручена

Тэги: премия, золотая маска


Драма: "Маска" для "Чайки"

В конкурсе драматических театров распределение премий прошло куда менее драматично, чем ожидали скептики. Казалось, чествовали тех, кто "Золотую маску" заработал давным-давно, но как-то все откладывалось...

Главным режиссером страны снова назван Петр Фоменко. Его постановка "Война и мир. Начало романа" признана лучшим спектаклем малой формы. Выходя получать второй приз, Фоменко развел руками прямо как Арлекин Феруччо Солери, принявший "Маску" за лучший иностранный спектакль ("Арлекин, слуга двух господ" Джорджо Стрелера). Так, мол, получилось - не взыщите, если что. Но публика и не думала протестовать.

Радовалась она и победе Галины Тюниной в номинации "Лучшая женская роль" (та же "Война и мир"). Лучшим мужчиной современной сцены оказался Максим Суханов ("Сирано де Бержерак"; Театр Вахтангова). Художником - Алексей Порай-Кошиц ("Чайка"; МДТ-Театр Европы). Та же "Чайка" в постановке Льва Додина стала лучшим спектаклем большой формы.

Отдельная история - кукольный театр. Тут конкуренция была чуть ли не сильнее, нежели в драме. В результате лучшим спектаклем стал "Щелкунчик и мышиный король" (Кукольный театр сказки из Питера), а лучшим художником - Анна Игнатьева (тот же спектакль). Лучший же режиссер - Евгений Ибрагимов (спектакль "Якоб Якобсон"; театр "Сказка" из Абакана).

Самое любопытное, конечно, специальные премии. "Приз критиков" отдан "Олонхо" Якутского драмтеатра, национальному эпосу, сыгранному в последний фестивальный вечер (интервью со Степанидой Борисовой читайте в ближайших номерах "НГ"). Неофициальный приз зрительских симпатий, учрежденный спонсором (компанией "Нескафе"), достался "Шуту Балакиреву" (Ленком). В "Новациях" победил московский кукольный проект "Лиликанский музей театральных идей". Спецпремии жюри получили художник Владимир Кравцев ("Ромео и Джульетта" Екатеринбургского театра драмы) и Наталья Василиади ("Приглашение на казнь" Омского театра драмы), что приятно: хорошая актриса отмечена в маленькой, но весьма выразительной роли.

В конце были вручены премии "Золотая маска" за честь и достоинство: питерской балерине Наталье Дудинской и актеру Малого театра Евгению Самойлову, которому, кстати, вчера исполнилось девяносто лет.

Дарья Коробова

Опера: контрибуция

Призовой расклад оперной "Маски" выглядит так, словно сглаживает впечатление от эксцессов прошлого года. Тогда резонанс от свиста, с которым прокатили некоторых основных претендентов, был чрезвычайным. На этот раз респектабельность решений почти картинна.

В номинациях "Лучший спектакль" и "Лучшая работа режиссера" выиграл самый сильный спектакль этой "Маски" и соответствующего сезона - "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (режиссер - Дмитрий Черняков). Нельзя сказать, что интриги не было вовсе и "Китеж" был единственным претендентом. Этот трепетный и щемящий спектакль - и в момент своего появления, и теперь - вызвал лавину споров. От того, что в нем так много неортодоксальных, угловатых мизансцен, контекстуального объема, странных фантазий - всего, что делает его похожим на страшный детский сон, - "Китеж" оказывается не самым уютным зрелищем.

Еще одна работа, которая могла реально претендовать на "Маску", - камерная по стилю "Богема" Пуччини питерского театра "Зазеркалье". Очаровательная до слез, изобретательная без срывов вкуса, притягательная органичным соответствием "студийной" постановочной эстетики "студийному" сюжету, "Богема" стоит дорогого. Спектакль поставлен "на дирижера". Оркестр изящно выведен в сценическое пространство, и дирижер Павел Бубельников введен в действие эдаким условным "Кокто" - партнером и идеологом персонажей. Ход почти до самого конца не теряет ни осмысленности, ни корректной и уместной интонации, а музыкальное качество целого - стройности и очарования. Так что Бубельникову (при том что само звучание оркестра не всегда стопроцентно) хочется прямо под занавес торжественно выдать "Маску" за лучшую работу дирижера.

Но в прошлом году мариинского главу Валерия Гергиева уже оставили без этой его традиционной номинации. И теперь ее возвращение к хозяину за монотонную и бесцветную (музыкально и сценично) "Валькирию", которая, надо сказать, не стала ни прорывом в мариинской вагнериане, ни лучшей работой самого Гергиева, выглядит реверансом.

"Богема" же удостоилась двух номинаций: Евгений Акимов (Рудольф, отменный и вокально, и актерски) премирован за "лучшую мужскую роль", и это совершенно адекватный выбор. Татьяна Сержан (Мими) - соответственно за "лучшую женскую роль", хотя, на мой вкус, и она сама, и рисунок ее партии смотрелись анемично. Впрочем, ни у Акимова, ни у Сержан конкурентов на "Маске" не оказалось (даже в Мариинской продукции не было ни одной стопроцентно сделанной партии). Чего не скажешь о спектакле в целом. Но полному успеху редкостной для этих мест очаровательной репертуарной - без амбициозности, но с изяществом - постановки помешал "Китеж". "Богеме" можно сочувствовать, но конкуренция была честной. Мариинский Римский-Корсаков, несмотря на нюансы (от неоднородности эстетики до "неоперности" разводки, усложняющей звуковой баланс), - это спектакль мирового уровня, притом из самых сильных.

Еще одна оперная работа - "Риголетто" Саратовского театра в постановке пары москвичей - режиссера Дмитрия Белова и художницы Альоны Пикаловой - выступила в традиционном масочном амплуа enfant terrible: спектакля кудреватого и с претензией на концептуальность. И ничего не получила. Пара постановщиков в столицах хорошо известна и пользуется репутацией "нашей оперной надежды". Год назад Пикаловой выдали "Маску" за выразительные холод и статику "Евгения Онегина". Но текст саратовского "Риголетто", горячительный и лихо развернутый в плоскость мюзик-холла (впрочем, без особенной метафоры), жюри оставило ни с чем.

Сожалеть в раскладе приходится только об одном - представленный в общетеатральной номинации "Новация" спектакль "Царь Демьян" (экспериментальная продукция Мариинского театра, продюсер - Эдуард Бояков, авторы - сразу пять композиторов) проиграл. А это хоть и пестрое, но энергичное зрелище, приятное не только своей новизной, но и по-детски трогательным размахом радужной наивности. Зато спектакль уже сезон как многим приглянулся, а к "масочному" показу обзавелся компакт-диском, слушать который - одно удовольствие. И даже большее, чем удовольствие от грамотных призовых решений "масочного" жюри.

Юлия Бедерова

Балет: голоса за "Голос"

Балетные номинации "Маски" загремели под фанфары: церемонию открывала музыка трубадуров из "Лебединого озера". Решения жюри в области балета и современного танца можно разделить на две неравные группы. В первой - бесспорные фавориты, получившие ожидаемые общественностью награды, во второй - неожиданные счастливчики и столь же неожиданные несчастливцы. К несчастливцам относится не получивший награды "Взлом" Русского камерного балета "Москва": и по качеству хореографии, и по работе танцовщиков - лучший спектакль современного танца этого года. Впрочем, мотивы жюри понятны: отдав голоса добротному танц-шоу "Голос" (труппа "Эксцентрик-балет" из Екатеринбурга), оно тем самым предпочло определенный тип зрелища - под девизом "доступность с первого взгляда". Неожиданным счастливчиком стал замечательный Роман Андрейкин из "Взлома", выигравший в номинации "лучшая мужская роль в спектакле балета - современного танца": он первый раз в жизни попал в Большой театр, да еще по такому поводу, и от шока даже не смог внятно сказать спасибо.

Остальные награды неожиданностей за собой не влекли, и обозревателю "НГ" приятно быть пророком в своем отечестве. Как мы и предсказывали, лучшим балетом признана новосибирская "Коппелия". Премию за хореографию отвезут в Гамбург Джону Ноймайеру, поставившему три одноактных балета в Мариинке. Лучшая балерина ныне танцует в том же театре, в "Щелкунчике" - Наталья Сологуб. Автор "Щелкунчика" Михаил Шемякин привез крысиную, а увез "Золотую маску" - он объявлен лучшим художником музыкального театра. В Мариинку, к Дарье Павленко, станцевавшей и в Ноймайере, и в "Щелкунчике", уедет один из двух спецпризов жюри. Второй спецприз отправится в противоположную сторону, к Марине Жаровой, станцевавшей главную партию "Коппелии".

Майя Крылова


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Минюст прописывает адвокатуре свои стандарты

Екатерина Трифонова

Бесплатной юрпомощью гражданам занимаются не только государственные бюро

0
370
Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Евросоюз подключает Украину к снарядной кооперации

Владимир Мухин

Предприятия в странах ЕС собираются удовлетворить спрос ВСУ в боеприпасах

0
603
Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Путин обещает искать преемника среди служителей Отечеству

Иван Родин

После инаугурации патриарх Кирилл пожелал президенту править до конца века

0
681
Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Местное самоуправление подгоняют под будущий закон

Дарья Гармоненко

Упразднение низового уровня власти никому не нравится, но продолжается

0
509

Другие новости