0
725
Газета Культура Печатная версия

12.05.2003

Гергиев навсегда

Тэги: гергиев, концерт, фестиваль


Программу Второго Пасхального фестиваля (см. "НГ" от 25.04.03 и 29.04.03) можно считать перевыполненной. Даже разбушевавшаяся 4 мая непогода (вот и верь, что мэр тучи разгоняет!) не смогла сорвать гвоздь этой программы - "мультимедийного" "Бориса Годунова" под открытым небом на Соборной площади. Награжденный накануне фестиваля орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени Валерий Гергиев не мог отступать и ринулся на амбразуру, прихватив за собой все свое мариинское хозяйство. Хор стоически не замечал дождя, холодные капли освежали разгоряченное горло именитых солистов (хотя, по сути, это полнейшая профессиональная антисанитария и нарушение КЗоТа). Многочисленная публика, огромное число випов на трибунах, заботливо укутанных рукой устроителей в старые солдатские одеяла, под ветром и проливным дождем патриотично внимали народной драме Мусоргского под сопровождение духовых и мокрого рояля (подвиг концертмейстера, два часа кряду игравшей на "водной" клавиатуре ледяными пальцами, тоже достоин государственных наград). Кому был нужен подобный героизм - непонятно.

Непонятного и необъяснимого на фестивале было достаточно. Почему, например, не смогли найти общего языка в Третьем концерте Рахманинова Плетнев и Гергиев? Почему сиятельный невозвращенец Миша Майский играл в костюме "с голым животом", почему выронил смычок во время Вариаций на тему рококо Чайковского и почему казалось, что его виолончель вот-вот задымится от немилосердно яростного темпа? Почему хрестоматийный концерт Глиэра для голоса с оркестром Анне Нетребко можно петь по нотам, допуская при этом энное количество интонационной неточности, особенно на стаккато? Почему в полухалтурное мероприятие была превращена "мировая премьера" талантливой оперы Владимира Мартынова "Новая жизнь" (по Данте) - исполнили лишь два акта и то не полностью, публика уходила пачками. Et cetera. Объяснение, наверное, следует искать в том, что мариинский музыкальный конвейер не позволяет слишком долго и тщательно репетировать - оркестр и солисты Гергиева существуют на разрыв, только успевай выдавать.

Если честно, от такого количества и напора музыки на Пасхальном фестивале все немного устали. Устали слушатели, устали музыканты. Не устал, по-видимому, один Валерий Гергиев, который в пасхальные дни успел отметить свой полувековой юбилей и параллельно в Петербурге открыть фестиваль "Звезды белых ночей" очень удачным исполнением "Войны и мира".

Однако конец - делу венец, и триумфальную точку Второго Пасхального поставил Всемирный оркестр мира (World Orchestra for Peace) под управлением Гергиева. Этот уникальный коллектив, впервые собранный Георгом Шолти в 1995 году из лучших "игроков" планеты и патронируемый принцем Чарльзом и Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, за восемь лет своего существования провел всего несколько турне. Тем приятнее вновь (после Красной площади) услышать его в Москве. На сей раз в Оркестре мира было более сотни музыкантов из 45 стран. Ода на окончание войны Прокофьева поражала нестандартным, каким-то на редкость торжественным инструментальным составом - полное отсутствие струнных покрывалось арфами в количестве восемь штук и четырьмя роялями, за которыми сидели Владимир Овчинников, Андрей Диев, Алексей Зуев и Станислав Иголинский. Полная перемонтировка сцены после этой короткой торжественной пьесы заняла времени едва ли не больше, чем сам 105-й прокофьевский опус. А далее, в увертюре и скерцо из "Сна в летнюю ночь" Мендельсона и в "Дон Жуане" Штрауса можно было наслаждаться красочной жизнью полного оркестра. Причем звук этот кардинально отличался от экспансивного "мариинского" стиля несравнимо большим изяществом, легким дыханием, воздушностью, более светлой энергетикой. Другое прикосновение к инструменту, "другой смычок", другой профессиональный менталитет, а проще говоря - другое отношение к музыке.

На бис двукратно сыграли некий маршеобразный опус, который поначалу напомнил об аналогичной музыке Иоганна Штрауса, но на поверку оказался микстом из музыки британца Эрика Коутса к какому-то забытому фильму военных лет. Маэстро пританцовывал от удовольствия на своем "капитанском мостике", изрядно начиненная светскими и духовными властями, а также богемными сливками публика накалившегося Дома музыки вибрировала от восторга. Счастливые обладатели особых пригласительных проследовали на фуршет-коктейль, откуда уже через десять минут впору было спасаться бегством от нахлынувшего столпотворения - чувствовался родной менталитет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


На "Золотой маске" Данила Козловский обошел самого Льва Додина

На "Золотой маске" Данила Козловский обошел самого Льва Додина

Елизавета Авдошина

Марина Гайкович

Драматический театр силен в столицах, а музыкальный – на Урале

0
1713
В Доме музыки проходит поэтический фестиваль в честь 80-летия Беллы Ахмадулиной

В Доме музыки проходит поэтический фестиваль в честь 80-летия Беллы Ахмадулиной

0
474
Про мальчика-дауна и старый "Запорожец"

Про мальчика-дауна и старый "Запорожец"

Елизавета Авдошина

Кукольный театр на фестивале "Золотая маска"

0
1508
Нетихая музыка Тихого океана

Нетихая музыка Тихого океана

Надежда Травина

0
883

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости