0
2744
Газета Культура Интернет-версия

28.01.2004 00:00:00

Непростой примитив Гурецкого

Тэги: гурецкий, гастроли


У современной польской музыки две иконы – Кшиштоф Пендерецкий и Хенрик Миколай Гурецкий (Henryk Gorecki). В нашей стране Гурецкий всегда находился, если так можно выразиться, в тени Пендерецкого, тем любопытней казалась затея монографического концерта Гурецкого в консерватории.

Композиторский путь авангардиста-минималиста Гурецкого сквозь годы обнаруживает непреклонное, сколь парадоксальное, столь же и естественное движение от сложного к простому, от серийности и сонорики – к примитиву, от «среднеевропейскости» сознания – к фольклору и эстетике народного католицизма. Однако композитору, возможно, так и суждено было бы остаться вполне локальным явлением польской музыки, затерявшись в громадной толпе авангардистов, «вернувшихся» к традиции, если бы не один фантастический случай. В 1992 году его Третья симфония через 16 лет после написания неожиданно всплыла первой строкой в американских и английских рейтингах классической музыки. О Гурецком заговорил весь мир: «Кто такой?» А «виной» всему стал диск фирмы Elektra Nonesuch с Третьей симфонией, записанной малоизвестным дирижером Дэвидом Цинманом и известной американской сопрано Дон Апшо. Слушатели британской радиостанции Classic FM, например, беспрестанно требовали Гурецкого, и канал вынужден был без конца крутить фрагменты симфонии, причем заявки поступали и от молодежи, и даже от водителей-дальнобойщиков. Представить себе подобное у нас, чтобы дальнобойщик требовал, скажем, Хоровые концерты Шнитке, просто невозможно – он же не хочет заснуть за рулем┘

Образный строй развернутой во времени Третьей симфонии – «Симфонии печальных песен» – восходит к каноническому сюжету Stabat Mater, к мотивам оплакивания Христа Богородицей, к трагедии матери, потерявшей сына. Эти традиционные темы у Гурецкого преломляются в призме Второй мировой войны. В этом сочинении, ставшем визитной карточкой Гурецкого, особенно четко видны главные принципы автора: сплав минимума технических средств и простоты материала с максимумом экспрессии, навязчивый повтор звуковых формул, медитативное зацикливание. Иногда даже кажется, что эта музыка как бы нагая – так нарочито беден спектр композиторских приемов. Не зря в свое время вокруг каждого нового опуса Гурецкого в Польше ломались копья сторонников и противников – одни провозглашали его гением простоты, другие упрекали в монотонности, убогости и даже дилетантизме. Короче говоря, Гурецкий, каким мы его услышали, – это музыка для тех, кто приемлет искусство примитива и не боится депрессивного воздействия звуковых галлюцинаций.

В первом отделении вечера прозвучали два компактных сочинения Гурецкого. Красотка с осиной талией Ядвига Котновска играла на двух разнорегистровых флейтах кантиленную Концерт-кантату для флейты с оркестром, отдаленно напомнившую вкус хачатуряновских пряностей, но не дающую солирующему инструменту никакого простора для виртуозничанья. Дочь композитора Анна представила рояльную редакцию концерта для клавесина со струнным оркестром, в котором фортепиано обречено на преимущественно токкатно-ударную функцию и которое не дает представления об уровне играющего. Солировавшая в Третьей симфонии Изабелла Клосинска знакома нам по исполнению оратории Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» на спиваковском фестивале и продемонстрировала наравне со все той же стертостью большого оперного голоса все ту же отменную музыкальность. Концертом руководил польский маэстро Войцех Михневский. Опытный музыкант с показавшимся некоторым странным мануалом был склонен несколько преувеличивать экстатичность исполняемой музыки, которая более cool, нежели открыто эмоциональная. Да и оркестр Московской филармонии не готов к подлинному проникновению в тайны музыки Гурецкого. Мы стали свидетелями первой попытки озвучить написанные Гурецким нотные знаки. До живой воды дело не дошло. Не исключено, что еще и поэтому не слишком многочисленная публика реагировала на Гурецкого достаточно вяло.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сбер показывает рост по всем направлениям

Сбер показывает рост по всем направлениям

Ярослав Вилков

Движущая сила бизнес-модели банка – собственные технологические разработки

0
371
Судебные извещения приходят и уходят в никуда

Судебные извещения приходят и уходят в никуда

Екатерина Трифонова

ВС РФ в очередной раз заступился за право участников споров на надлежащее уведомление

0
405
Путин заявил о готовности к временному прекращению огня

Путин заявил о готовности к временному прекращению огня

Лев Перчин

Президент РФ рассказал о новейшей "триаде" вооружений

0
580
Уехавших из России иноагентов лишат не гражданства, а вытекающих из него прав

Уехавших из России иноагентов лишат не гражданства, а вытекающих из него прав

Иван Родин

Госдума присмотрелась к прохожим на улицах Парижа и Лондона

0
482

Другие новости