0
3356
Газета Культура Интернет-версия

08.10.2004 00:00:00

Диалектика Шнитке

Тэги: шнитке


В прошлый раз мы остановились на Шнитке. Его музыку впору считать своеобразным культурным рентгеном наших времен. Динамика в восприятии музыки композитора, особенно с расстояния жизни и смерти, и есть тот самый культурный диагноз, который свидетельствует о гуманитарном прогрессе или регрессе населения на данном участке истории. С одной стороны, Шнитке – это порой не вмещающиеся в обыденное сознание конструктивная сложность формы (вплоть до ее разрушения), психологическая рефлексия, а с другой – на первый взгляд доступная, но издевательски пародийная попса, полистилистика, постмодерновая цитатная эклектика. Эти полюса шнитковского творчества позволяют говорить как бы о "двух музыках" Шнитке. И если "вторую", "легкую" его музыку даже культурные обыватели и неофиты принимают за чистую монету, с удовольствием заглатывая крючок с наживкой, заготовленной самим композитором, то "первая", "серьезная" музыка Шнитке по-прежнему, как показывает набирающий обороты фестиваль к 70-летию композитора, остается немыслимо тяжелой ношей для публики, исключая, пожалуй, сугубых профессионалов и интеллектуалов. На языке бытового восприятия это выглядит примерно так: не всем по душе, что после тяжелого рабочего дня эту самую душу терзают и заставляют трудиться еще, еще и еще. Душа устала трудиться в наш пассивный век.

Фестиваль, целиком и полностью задуманный продюсером Татьяной Гудковой, стал ее лебединой песней – она (чей первый шнитковский фестиваль 94-го года стал сенсацией) не дожила пяти месяцев до второго. Концепция, как и раньше, основана на последовательности великих интерпретаторов музыки Шнитке. И вслед за Башметом на вахту памяти заступил другой вдохновитель композитора – Владимир Спиваков с обеими своими армиями – "Виртуозами" и "Национальной Филармонией". Оказалось однако, что даже столь популярное имя неспособно собрать на музыку Шнитке не то что приличный, а хотя бы в рамках приличия аншлаг. Диагноз, господа!

Спиваков с его врожденным чутьем театрального эффекта (чего стоит бис первого концерта – Прелюдия памяти Шостаковича, сыгранная в темноте!) безупречно выстроил форму концертов как диалог простого и сложного, внутреннего и внешнего. Пасторально-менуэтная, аккуратная, как фарфоровая статуэтка, Сюита в старинном стиле с ее завитушками рококо и утонченно разухабистая, нарочито эстрадная по духу, галопно-канканная музыка балета "Эскизы" (первоначально сюита к спектаклю Таганки "Ревизская сказка") – все это "развлекалово", прямиком восходящее, кстати, к балетам Шостаковича, словно бы создано из мелодического мусора эпохи, пройдя очистительную возгонку иронией (чего стоят только "маленькие лебеди" среди чиновников или собачий вой вибрафона на губернаторском балу!). В этом материале Спиваков как у себя дома, вот уж где можно вдоволь бисеру наметать. Но здесь же у него, как ни крути, и гораздо более тонкий и искушенный предшественник – Геннадий Рождественский. Упаси боже сравнивать, просто многим наверняка вспоминались памятные концерты Геннадия Николаевича – особенно в те моменты, когда сейчас у НФОРа многое выходило бесхребетно и невкусно (без драйва плелся марш Губайдулиной–Денисова–Шнитке "Лебедь, рак и щука", на грани неритмичности, вяло и ватно звучал много где солирующий в "Эскизах" рояль etc.). А рядом – отблески преклонения перед Бергом и высший пилотаж серьеза: Первая скрипичная соната (с джазом в середине и "Кукарачей" в финале) в исполнении самого Спивакова и насквозь берговский Третий скрипичный концерт, для коего из Америки Спиваков-дирижер выписал своего однокашника по студенческому общежитию Олега Крысу (заказчика и первого исполнителя опуса). До этого момента встречаться на сцене двум музыкантам не было нужды и смысла.

В форме прелестного очарования (как бы вопреки аскетизму и сложности музыки) предстала вдова композитора, гармоничная во всем Ирина Шнитке, солировавшая в одночастном фортепианном концерте. Несоразмерным эсхатологическому, сюрреальному размаху фрагментов из незавершенной музыки к картинам Босха, где мы слышим Шнитке на пороге прерванной смертью новой манеры, был анемичный неопытный солист-тенор, зато снайперски отыграл свое соло молодой тромбонист. Второй «спиваковский» вечер начинался российской премьерой пьесы Pianissimo с авторским подзаголовком «Звучащее пространство души», но больше это было о движении – от броуновского до душевного. Реакция публики частично свидетельствовала о том, что сонорная техника оркестрового письма, равно как и серийная, по-прежнему невоспринимаема многими как музыка. Ближе к середине Третьего скрипичного службы БЗК пустили в зал через вентиляцию в полу свежий холодный воздух, что оказалось весьма своевременным подспорьем для публики, все больше погружающейся в состояние оцепенения.

Такие пока наблюдения. Интересно, а что думает он сам, там, на небесах, глядя в зал с огромного фотопортрета, на котором не привычно скромный советский интеллигент, а самый настоящий Артист.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Правительство донастраивает налоговую систему перед реформой

Ольга Соловьева

Бюджет оплатит закупку лекарств от разных форм гепатита

0
535
Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Путин собрал голоса 76 миллионов избирателей из 112 миллионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные кандидаты показали патриотические чувства и локальные успехи

0
542
Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Россияне подолгу хранят верность своим старым машинам

Анастасия Башкатова

Автовладельцы ищут способы сэкономить на запчастях и ремонте

0
485
Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Гастарбайтеров можно и штрафовать, и выдворять

Екатерина Трифонова

Нелегальный мигрант попытался найти защиту у Конституционного суда РФ

0
481

Другие новости