0
851
Газета Культура Печатная версия

28.04.2006

Житинкин между Садовым и Третьим транспортным

Мария Покровская

Об авторе: Мария Покровская - театральный критик.

Тэги: театр, житинкин, премьера

На сцене «Театриума на Серпуховке», который еще месяц тому назад назывался просто Театром клоунады Терезы Дуровой, Андрей Житинкин заново поставил «Анну Каренину», реанимировав свой спектакль трехлетней давности. Кажется, ради Житинкина и его «Анны Карениной» и было произведено переименование сцены. Стоило ли это делать – вопрос спорный.

театр, житинкин, премьера Разного рода эстетические нюансы оказались не в силах заткнуть режиссерские и актерские прорехи. Сцена из спектакля 'Анна Каренина'.
Фото Михаила Гутермана

В 2003 году слабые стороны спектакля можно было отнести на счет сложных обстоятельств, в которых выпускалась премьера. Уже было известно, что контракт с главрежем Житинкиным продлеваться не будет и, соответственно, это его последняя постановка на сцене Театра на Малой Бронной.

Спустя три года Житинкин представляет на суд зрителей ту же сценическую версию, в тех же декорациях и почти с тем же самым актерским составом. Вот только на роли Александра Вронского и его жены Вари введены Вячеслав Степченко и Маргарита Белкина, а в образе княгини Бетси предстала солистка Мариинского балета Анна Плисецкая, приходящаяся Майе Плисецкой племянницей. Приглашение ее на эту роль представляется в пресс-релизе как «особый эстетический нюанс» и «своего рода продолжение традиции», ведь именно эту роль сыграла Майя Плисецкая в фильме «Анна Каренина» (1967 г.). Увы, режиссерские прорехи (как и актерские) не заткнуть эстетическими нюансами.

Каренин–Вавилов, каждый выход которого премьерная публика встречала восторженными аплодисментами, при великолепно поставленной речи (голос – громкий, слышный в последних рядах!) и выверенных движениях, карикатурен. Как-то не слишком переживает он измену жены. Ненатурально, картонно. Вронский–Ефимов и вовсе губит всю историю на корню, потому что, глядя на него, не можешь понять, какая такая страсть, тем паче гибельная, могла в связи с ним обуять госпожу Каренину. Хотя актер сделал все, что было в его силах. Скорее проблема в неудачном подборе актеров. Только слепой не заметит, как неуютно чувствует себя в образе графини Лидии Ивановны заслуженная артистка России Альбина Матвеева, как она не может «обустроиться» в роли и в итоге играет фанатичную и суровую набожность неуверенно и почти робко, словно не понимает свою героиню или та ей несимпатична.

Одной лишь Крюковой кое-что удалось. Она весьма убедительно рисует клиническую картину прогрессирующей неврастении, жаль только, рамки сценической версии не позволили сделать образ более глубоким и дать объяснения ее поступков вне пристрастия Карениной к морфию и оттого пошатнувшейся нервной системы.

Впрочем, тема наркотиков в спектакле – не самая главная. Главная мысль, по Житинкину, это – тема судьбы или, если угодно, предопределенности. Об этом говорит уже то, что действие с самого начала разворачивается буквально на железнодорожном полотне (сценография – Андрей Шаров). Темные зеркала в грубых свинцовых рамах, свинцовые канделябры, заточенные в стеклянные коробы, которые рабочие сцены то разъединяют, то сводят в одно целое, передвигая по рельсам┘ Рельсы, разумеется, образуют круг.

Зацикленность. Замкнутость – на себе, на предмете страсти┘ Все ясно с первого взгляда. Об этом же говорит сопровождающий трехчасовое действие тревожный мотив (музыкальное оформление – Андрей Житинкин), в котором отчетливо слышен стук паровозных колес. К слову, о музыкальном сопровождении: автор спектакля, на наш взгляд, несколько прямолинейно и простодушно использует одну из самых известных композиций Жана-Мишеля Жарра, в которой явственно слышится тема глобального, «космического» одиночества человека и его беззащитности перед тем, что принято называть «фатумом». Так что возникает досадная несоразмерность между происходящим на сцене и подлинной драмой, сочиненной композитором. На фоне сильной музыки спектакль кажется еще проще, еще слабее.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В Калуге и Обнинске впервые пройдет международный театральный фестиваль "Новые люди"

В Калуге и Обнинске впервые пройдет международный театральный фестиваль "Новые люди"

0
257
На дуроге дымовозы

На дуроге дымовозы

Елена Семенова

Юрий Орлицкий о Генрихе Сапгире, его стихах-кентаврах и «полусловах», которые нужно додумывать

0
949
У нас

У нас

НГ-EL

0
213
65–75–85: галопом по поэту

65–75–85: галопом по поэту

Юрий Кувалдин

К юбилею Александра Тимофеевского

0
999

Другие новости

Загрузка...
24smi.org