0
1611
Газета Культура Интернет-версия

23.08.2011 00:00:00

Маршрут одной оперы

Тэги: опера, фестиваль


опера, фестиваль Новоиспеченный лауреат на заключительном концерте.
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Оперный фестиваль PromFest собрал в небольшом эстонском городке Пярну певцов со всего мира: вслед за премьерой оперы Верди «Аттила» здесь прошел Конкурс молодых певцов имени Клаудии Таэв.

Идешь по красивым – сплошь малоэтажным улочкам Пярну и попадаешь в густой парк, оттуда – на роскошный пляж из белого песка. Вдыхаешь ароматный балтийский воздух, садишься на скамеечку, поставленную под углом, чтобы всегда встречать солнечные лучи┘ Углубляешься в глубь города и видишь стеклянное здание новой библиотеки, концертный зал с органом, он тоже недавно построен. Культурная жизнь в этом городке на несколько тысяч жителей, оказывается, не спит. И у меня был шанс в этом убедиться.

Один раз в два года в городском театре Пярну «Эндла» идет опера – полноценная постановка, с декорациями, оркестром и хорошими солистами. Этим событием горожане обязаны международному оперному фестивалю PromFest. Раз в два года в его рамках проводится интернациональный Конкурс молодых оперных певцов имени Клаудии Таэв – известного в Эстонии вокального педагога. К первой премии прилагается контракт на участие в оперной постановке в главной партии. А название предлагает сам лауреат. Явление практически беспрецедентное: по сути, на солиста ставят спектакль – таким не каждая примадонна похвастается, директора театров ставят в основном «на кассу». А в Пярну уже прошли «Кармен» и «Риголетто» – это как раз из кассовых, а также, например, «Демон» и «Таис» – оперы замечательные, но не входящие в верхние строчки топ-листа у публики. Кстати, Таис пела хорошо известная в Москве Вероника Джиоева. На мой вопрос, почему право на участие было отдано серебряной медалистке, дирижер и худрук фестиваля Эрки Пехк отвечает: «Кореец, занявший первое место, так быстро пошел вверх, что получает партии чуть ли не в Ла Скала, «дублирует» Роберто Аланью. В общем, можешь себе представить уровень его гонораров, мы их просто не потянули. Но спектакль с Вероникой отличный вышел!»

В небольшом зале собирается публика, чтобы посмотреть запись «Риголетто» – это первая постановка, которая прошла в рамках фестиваля. Другая наша соотечественница – сопрано Анна Самуил, сегодня солистка Берлинской Штаатсопер, – получила на Конкурсе имени Клаудии Таэв одно из первых своих лауреатских званий. Бюджет постановки тогда составил что-то около 500 евро; замок, церковь и улицу условно обозначили стильными кадками с деревьями, а костюмы подобрали из тех, что задействованы в текущем драматическом репертуаре. Но успех все равно был сногсшибательным. А солистка оказалась до того требовательной, что потом прилетела на один день, чтобы заново записать всего лишь одну ноту.

Постановка этого года делается, конечно, не из подручных средств. 23-летний белорусский бас Анатолий Сивко выбрал партию Аттилы в одноименной опере Верди. Режиссер Юллар Сааремяэ, художник Мадис Нурмс и хореограф Олег Титов придумали красочное действо, словно созданное самым пылким детским воображением. В особенности отличился художник – его фантазии позавидуешь: так и стоит перед глазами Папа Римский в мантии из разноцветных перчаток и воротнике из надувных шариков или сам Аттила с полуобнаженным торсом и в меховых штанах с кожаными ремнями. Кстати, в роли призрачного Понтифика – знаменитый эстонский бас Мати Палм. На обратном пути – артист любезно предложил подвезти меня до Таллина – он рассказал, что в свое время (30 с лишним лет назад) он был первым исполнителем Аттилы в СССР. Эту партию он учил во время стажировки в Ла Скала – счастливчики получали такую возможность в советское время – и по приезде в Таллин предложил поставить вердиевскую оперу. А теперь задает своего рода планку качества в пярнуской постановке. Стоит заметить, что остальные эту планку выдерживают – состав приглашенных солистов на самом деле сильный. Это и голосистая Сандра Янусайте из Литвы, и наш известный баритон Владислав Сулимский, и, конечно, сам Анатолий Сивко, довольно складный бас, в меру подвижный и способный к хорошему легато. Солистам вторят оркестр и хор из Каунасского государственного музыкального театра – и дирижер Эрки Пехк. Каунас с этого сезона берет эту оперу в постоянный репертуар, а до тех пор она несколько раз прошла в Пярну, Тарту и на знаменитом таллинском фестивале «Биргитта». Вот такое «безотходное» и очень грамотно организованное «производство». А после премьеры там же, в Пярну, вокалисты со всего мира (даже из таких далеких, как Аргентина) состязались за первенство в Конкурсе имени Клаудии Таэв. Правда, в этот раз первую премию жюри не присудило – баритон Андрей Савченко получил вторую премию, но право выбора оперы за ним. Посмотрим, чем удивит PromFest жителей Пярну через два года.

Пярну–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
317
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
405
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
323
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
278

Другие новости