0
1202
Газета Культура Интернет-версия

17.10.2011 00:00:00

Апофигей и эротомер

Тэги: выставка


выставка Искусство и его двойник. На выставке Александра Соколова.
Фото автора

Первую персональную выставку этого скончавшегося два года назад скульптора показывают в Московском музее современного искусства на Петровке в рамках параллельной программы нынешней биеннале. Называется, как и одна из работ Александра Соколова, «Азъ Есмь», Но всё это вовсе не про старославянские письмена, а про ироничное искусство в духе соц-арта Бориса Орлова, Александра Косолапова и Леонида Сокова, однокурсников Соколова по скульптурному факультету Строгановки.

Так и тянет смелой рукой приписать Соколова вслед за помянутыми однокурсниками, известными соц-артистами, к этому направлению. Только вот сам скульптор такие сравнения не жаловал, оправдывая использование социалистической символики «исключительно гражданским чувством». «Я же все-таки здесь живу и не могу молчать», – сказал он в одном интервью. Тем не менее с этим самым соц-артом у него общий знаменатель: ирония над советскими клише, закованными в латы пафоса и из этих лат успешно извлекаемыми. Дерево, камень, металл, всевозможные веревки и веревочки складываются в многочисленные вариации на тему серпа-молота – и, так сказать, в чистом виде, с лихим «Всегда мы правы!» да с молотом, напоминающим первобытное орудие. И в виде лир да олицетворения «Музыки», ведь и вправду – заглавный советский мотив для многих был вполне вдохновляющим, и Музой, и музыкой.

Впрочем, Соколов не зациклен на идеологическом и с радостью откликался на общечеловеческое. Причем часто выступая разом в роли археолога, отыскавшего грубоватые древние предметы, и безумного изобретателя, не покладая рук трудящегося над диковинными механизмами. Деревянные диски, каменные грузы-противовесы, рычажки, надписи и рисунки складываются в «Демонстратор переменчивости судьбы», в «Демонстратор интеллектуального процесса» (каменная глыба этого устройства отличается от прочих величиной, так что подходить к нему несколько боязно, но интересно) и в «Сексометр» (он же – «Эротомер») – естественно, с пометками max. и min.

Как художник-археолог, Соколов вытаскивает из истории искусства метки разных эпох, причем важнее игры смыслов тут работа с формой. Заглядывая в залы, вы обнаружите серию «Евроскульптура» (пометка «Евро» в России 90-х обязательна, как знак качества евроремонта) с далекими родственниками не то абстрактных изваяний Генри Мура, не то сюрреалистических живописных персонажей Пикассо. Не пройдете мимо проунов Лисицкого, ведь расписаться в почтении к русскому авангарду – бонтон и комильфо. А вот Соколов уже совсем по-концептуалистски сочетает разные контексты в цикле «Европейский портрет», где в одну «Госпожу М.Т.Б.» обратились Магритт, Тэнгли и Бранкузи, а в «Господина К. (Кикланда)» – вырезанный против всех традиций из дерева кикладский идол с вынесенными из головы наружу пружинами и проволоками мозгового, видимо, механизма. Тот же концептуалистский прием объединения элементов из разных сфер скульптор использует, вживаясь в роль энтомолога и собирая «Коллекцию насекомых». Серия просто сделана, что не мешает ей стать одной из самых запоминающихся. Тельце мотылька – застывшая на отметке 6.20 стрелка будильника с нравоучительным Tempus transit (и это «Время проходит» звучит укором и далеким эхом к сентенции XV века Sic transit gloria mundi – «Так проходит мирская слава»).

И все-таки, описав полный круг, возвращаешься к соц-арту. Его – в прямом смысле слова – не избежать. Не зря комментарии к выставке писал Борис Орлов – читая их, проводишь виртуальные параллели с его работами. С одной стороны, соц-артовские бюсты. У Соколова есть «Апофигей советский, типовой» – никакого героя там, правда, нет, это лишь намек на бюст на постаменте, а по сути – натюрморт из дудок, кузнечных щипцов да ленты со строкой «Авиамарша»: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», все вместе парят на деревянных крыльях. Орловские чаще деревянные, иногда бронзовые бюсты сложены из орденов и щедро перевязаны орденскими лентами. С другой стороны, соколовский «Свободный полет» 1992-го, потерпевший крушение крылатый брусок, напоминает орловского «Икара» 1991-го, только Икар был еще отягощен орденской символикой. А ерничанье Соколова над брендами вроде Coca-Cola поет в унисон с косолаповским кока-кольным Лениным. В общем, участие Соколова в нашумевшей выставке «Соц-арт. Политическое искусство в России» в 2007-м, где были и Орлов, и Косолапов, и Соков, – было как нельзя кстати. И рассматривать этих соратников по цеху вместе очень естественно – может, стоило бы устроить даже отдельный такой показ. А недостаточную известность Соколова, причину ее Орлов объясняет тем, что не любил тот вернисажных тусовок, всей этой шумной толчее предпочитая уединение мастерской. Такой был человек.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
287
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
266
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
340
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
255

Другие новости