0
1346
Газета Культура Интернет-версия

08.12.2011 00:00:00

Грех да беда

Тэги: театр, табакерка, премьера


театр, табакерка, премьера Дьявольская страсть «по Толстому».
Фото РИА Новости

В Театре п/р О.Табакова, который можно назвать кузницей кадров молодой режиссуры, на этот раз на постановку впервые приглашен выпускник 2010 года РАТИ – ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача) Михаил Станкевич. Он остановил свой выбор на повести Льва Толстого «Дьявол» – писатель числил это произведение в числе неоконченных, им даже написано два варианта финала.

Как и Сергей Женовач, его молодой последователь обратился к той русской классике, что не на поверхности, классике полного собрания сочинений, не избранного. Способ перевода с языка литературного на язык сцены избран тот же самый, что зачастую использует Сергей Васильевич: персонажи спектакля являются одновременно рассказчиками, комментируя скрытые переживания, авторские рассуждения о своем сценическом характере, малейшие нюансы психологии, оттенки эмоциональных состояний.

Есть в этой постановке еще и глубинная верность тому, как через великую литературу осуществлять духовный посыл, а через режиссерское высказывание осмыслять высокое предназначение театра.

Выбрав повесть Льва Толстого о молодом дворянине 26 лет, который кончает жизнь самоубийством из-за того, что не может подавить в себе, несмотря ни на какие приказы тайного сознания, борьбы с вожделением, инстинкта к крестьянке, режиссер обратился через текст классика к современному человеку, оказавшемуся свободным от каких-либо табу.

Помещика Евгения Ертенева играет Максим Матвеев. Никаких клише, чтобы изобразить дворянина, нет и в помине, важнее подчеркнуть молодость героя, оптимизм, с которым входит в жизнь полный энтузиазма человек, бросивший службу ради того, чтобы привести в порядок огромное имение. В спектакле Ертенев не столько сангвиник с открытым, честным лицом, с румянцем во всю щеку, как написано у Толстого, скорее красавчик, герой-любовник. Такой может впасть в любовную рефлексию, но быть рачительным хозяином, вести дела расстроенного хозяйства, уметь строить разговор с мужиками – в это, глядя на Ертенева, верится меньше. Актер убедительней как раз в том, как ведет свой беспощадный самоанализ. Вот-вот он готов признаться жене Лизе в том, какая тайна гложет его. Он измучен своей слабостью, ему нужно честное признание, чтобы освободить себя от изнурительного гнета внутреннего суда над самим собой. С юмором им играются сцены, в которых нужна бытовая наблюдательность. Все эпизоды спектакля, в которых появляется мать Лизы Варвара Алексеевна, в исполнении незаурядной актрисы Розы Хайруллиной, сыграны остроумно, блестяще. Глядя на нее, понимаешь, что она гостья в доме Ертеневых, но хочет быть хозяйкой, поэтому все время в своих действиях колеблется между желанием быть решительной и страхом осуществить свою волю. Как бы разговаривая сама с собой, она выставляет свои неудовольства и переживания быта на всеобщее обозрение, суетится, мелким шагом кружа по сцене и доходя до негодования, в самую кульминацию только машет рукой и дает обратный ход.

Вся эта часть жизни Евгения – все равно счастливая семейная жизнь. Драма входит в его судьбу со Степанидой (Екатерина Стеблина), той самой чувственной крестьянкой, с которой сначала молодой барин сошелся до женитьбы, а потом с удивлением для себя возжелал ее с новой силой и новой страстью. Увы, но страсть пока в спектакле не сыграна. Актриса играет недалекую, грубую натуру с босыми ногами. Нет в ней той животной силы, которая манит так, что ее красный платок или красную паневу барин безошибочно узнает в толпе. Нет тайного огня, соблазнительной, дьявольской манкости. Ведь не может выкинуть Евгений ее из своей головы, как голова ни приказывает. Из-за такой пулю в лоб не пустишь. Она не помеха Лизе Анненской (Ольга Красько), заметно проигрывает жене. И кажется, что не будь последняя беременной, то ничего бы и не случилось. Это усиливается еще и тем, что в спектакль вводится сцена совершенно лишняя, когда Евгений безуспешно домогается своей беременной жены. Стоит ли таким образом оправдывать героя?

Без необходимой подробности подводится к самоубийству герой: Ертенев уходит в комнату, раздается выстрел. Кажется что-то пропущенным, не хватает какой-то последней сильной мотивации, когда человек жить больше не может не только потому, что возжелал чужую жену при своей собственной, но понимает, что по-настоящему он любил Степаниду. Таково его последнее открытие, которое пока пропущено в спектакле.

Вместе с тем есть в этой постановке то, что Толстой называл чистотой нравственного чувства, есть принципиальная классичность, красота, вглядывание в человека, честная попытка постижения драмы, добросовестный труд создателей спектакля, что на сегодняшний день немало.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
372
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
483
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
391
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
332

Другие новости