0
4557
Газета Культура Интернет-версия

26.05.2013 18:55:00

Девушка в шляпке, или "Старушка не спеша..."

Тэги: петрушевская


петрушевская

Петрушевскую сложно приписать к какому-то одному из портов: драматург? писатель? сказочница? или - в зрелом возрасте вдруг вспомнившая, что когда-то у неё находили голос, начавшая петь и легко, одним махом взявшая все клубные столичные "высоты". Хочется ей - поет в "Альма-матер", потом - в "16 тоннах". В Доме музыки - и там она тоже пела, везде - с неизменными своими спутниками - группой "Керосин".
Иннокентий Михайлович Смоктуновский однажды полушутя, обратясь к Ефремову, назвал его первым актером страны, а на удивленный - обращенный уже к самому Смоктуновскому вопрос, мол, а ты кто в таком случае, ответил с пониманием: я - актер космический.
Петрушевская - драматург космический, в том особенно смысле, что миру и нам открыла всю глубину советского космоса, мелочи жизни, болезненные, бесполезные, бытовую бесполезность ежедневных забот и дел она возвела в какие-то космические степени. Оправдала коммунальный советский быт. Оправдала - и одновременно вынесла ему навсегда, раз и навсегда приговор, разумеется, смертельный, приговорив всю советскую жизнь к вечным мукам на сковороде ее пьесок.
Юбилей - в воскресенье, вечером в МХТ имени Чехова Юлия Чебакова и Роза Хайреллина разыграют её новую пьесу "Он в Аргентине".
Надо тут сказать, что во МХАТ Петрушевскую затащил Ефремов, конечно, он - кому же ещё носиться с такой вот безнадежной мыслью. И - сумел пробить, хотя тогда уже, когда опасность миновала, а до того - всё не складывалось как-то, пьесы были, наверное, неподходящие - ему, Ефремову.
"Московский хор" - с незабываемыми Ией Саввиной и Софьей Пилявской.
Петрушевская умеет выписывать женские характеры, которые у неё всегда не просто характеры, а всегда - судьбы. В Ленинградском Малом драматическом театре - Театре Европы так же незабываема в этом спектакле Татьяна Щуко, хотя характеры - все, такие, что за каждым, как в детской книжке-раскладушке встает вся история страны. Прямо как в песне: "Вставай, страна огромная..." - читаешь первую строчку ее пьесы, вторую, третью - страна огромная встает. Из самых мелких и незначащих мелочей, из стирок-постирушек, из коммунального советского разговорчика на кухне, из диалога матери с дочерью, ставших одним коммунальным советским чудищем о двух головах: места мало, друг у друга на голове живем. Жили раньше так.
О Петрушевской писать интересно постольку, поскольку неисчерпаема она сама: фантазийная, экстравагантная, в шляпке, из-под которой - глаза ёжика из мультфильма Норштейна. Это-то понятно: ежика своего Норштейн и жена его, художница, "вытянули", "слямзили" с неё, с Петрушевской. Потому и ёжик такой настоящий получился и - на все времена.
Так вот, выходит, значит, Людмила Стефановна на сцену, берет микрофон и запевает песенку про старушку, которая дорожку перешла не там и ее остановил патруль ГИБеДеДе... Такая жизнеутверждающая песня! Так после неё хочется жить, и петь, вернее - подпевать. Умеет она зажечь, короче говоря.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Аэропорт Краснодар показал ход строительства нового терминала

Андрей Гусейнов

0
423
Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Социологи растягивают рейтинг "Единой России"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Тезис о только трех "безусловно живых" партиях опросы пока не подтверждают

0
711
От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

От гастарбайтеров скоро закроется половина субъектов России

Иван Родин

Миграционный вопрос создает риски для внутренней и внешней политики страны

0
1036
Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Россияне не спешат уходить даже от неидеального работодателя

Анастасия Башкатова

Граждане встревожены перспективами на рынке труда

0
759

Другие новости