Фото сайта freepik.com
Месяц назад президент Владимир Путин подписал закон о борьбе с опасными видами инвазивных, то есть чужеродных растений. Разработка эффективных мер по уничтожению зеленых агрессоров назрела давно, поскольку большинство из них – прямая угроза для экосистемы российских городов и других отечественных территорий. Один из самых опасных пришельцев – клен ясенелистный, попавший в Россию из Северной Америки: сегодня он превращает традиционные русские леса, а также городские парки, скверы и аллеи, как образно выражаются эксперты, в зеленые пустыни, где кроме захватчика ничего больше не растет.
До сих пор глобально проблема не решалась. С появлением федерального закона в регионах и городах, где американский клен разошелся сильнее всего, будет проще дать отпор пришельцу. В том, что такие меры необходимы, ученые, экологи и общественники не сомневаются.
Атака кленов
Опасные инвазивные растения обитают за пределами своего естественного ареала, их распространение и численность создают угрозу окружающей среде, здоровью и даже жизни граждан, сохранению естественных экосистем и биологического разнообразия, причиняет вред отдельным отраслям экономики. Самый известный инвайдер-вредитель – борщевик Сосновского, про опасность которого знают все. Но агрессивных пришельцев гораздо больше. Они широко встречаются даже на улицах российских городов: мало кто из жителей знает, какую угрозу экосистеме может представлять декоративное растение буквально из соседнего сквера.
Борьба с опасными инвазивными растениями была одной из тем прошедшего на днях в Москве XXIII Научно-практического форума «Проблемы озеленения крупных городов». Один из докладов так и назывался: «Особо опасные дендрофильные инвайдеры в лесах и озеленительных посадках». Автор доклада – руководитель лаборатории защиты леса от карантинных и инвазивных организмов Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства, кандидат биологических наук Юрий Гниненко.
Речь зашла о клене ясенелистном, который по-научному называется Acer negundo. «НГ» уже писала о проблеме, которую создает его распространение – как в городском озеленении, так и в лесах (см. номер от 22.04.25). В Северной Америке, откуда он родом, Acer negundo находится в естественной среде обитания и не ведет себя агрессивно – другие виды растений и травоядные животные не дают ему бесконтрольно размножаться. Но как только американский клен попадает в новые для себя условия, где не встречает ограничений, то начинает безудержно захватывать все территории вокруг себя.
Быстрое распространение Acer negundo приводит к образованию монокультурных зарослей, где доминирует только этот вид. Местные растения не могут выдержать конкуренции и исчезают. Изменения влияют и на животных, зависящих от определенных видов растений для питания и укрытия. Кроме того, это растение неприятно и опасно и для людей – его пыльца является сильнейшим аллергеном.
«Проблема инвайдеров возникла не сегодня, но сегодня она обострилась. И, в частности, старые виды, которые когда-то были завезены в города для озеленения, сейчас пришли в лес. Самый животрепещущий пример – клен ясенелистный, – рассказывает Юрий Гниненко. – Он стал везде распространяться, не то что в озеленении – в лесах. Есть разные типы леса – например, сосняк-брусничник, ельник-черничник. А теперь есть негундник – лес, где Acer negundo стал лесообразующей породой. Это катастрофа – зеленый лес-пустыня, где никто не живет. Там не будет гусениц, птиц, грибов – ничего не будет».
«Он вытесняет все остальные виды растений, как естественные природные виды, так и других интродуцентов, – говорит советник ректората МГУ имени М.В.Ломоносова, председатель совета Ассоциации парков, директор по развитию Всероссийского общества охраны природы Алексей Ретеюм. – И образует так называемые моновидовые сообщества, состоящие только из него одного. Под ним вообще не формируется травяной покров – только голая земля. Встречалась информация, что у него даже существуют биологически активные ингибиторы, которые не позволяют расти многим другим растениям. Кроме того – это дело вкуса, конечно, но он некрасивый. И еще он очень аварийный, легко ломается. Он четко не соответствует никаким нормам ни для городской среды, ни для природы – это в равной степени враг и там, и там».
Пресечь на корню
В России клен ясенелистный можно встретить уже практически повсюду, от Калининграда до Владивостока. До сих пор его используют для озеленения. Из городов растение проникает в парки и леса – в средней полосе, Сибири, на Дальнем Востоке – и подминает под себя всю окружающую среду. Его уже занесли в «Черную книги флоры Сибири», где перечислены виды опасных для сибирских регионов растений, которые разрушают местные природные сообщества. Проблема еще и в том, как отмечают эксперты, что бороться с захватчиком тяжело – одна вырубка недостаточно эффективна.
«В городах необходимо вести продуманную политику и понимать последствия своих действий, – говорит Юрий Гниненко. – Как минимум необходимо больше нигде его не сажать. Зачем он нам? Есть же свои прекрасные растения для озеленения. А там, где это возможно, его необходимо попытаться уничтожить. Конечно, не поливать города ядами-гербицидами, но хотя бы вырубать, пока он не прекратит расти. Заменить любыми аборигенными видами. Это должно быть не разовое действие, а государственная политика: мы изводим клен ясенелистный».
Эксперты подчеркивают: в этом вопросе важно опираться на позицию специалистов, а они прекрасно знают, что представляет из себя Acer negundo, какую опасность он несет. «Это может быть тяжело психологически, но надо что-то делать. Я часто вынужден защищать службы, которые пытаются бороться с ним, а жители выступают против: «это же деревья, они живые, нам без них дышать будет нечем» – это не аргумент, – отметил Алексей Ретеюм. – Государство должно проводить борьбу с инвазивными растениями, в ее основу должны лечь соответствующие научные исследования. Мне не очень нравятся понятия «ограничение численности» или «контроль численности» – это именно борьба».
Если городские службы озеленения вооружатся именно таким подходом, это было бы прекрасно, считают эксперты. Но еще более важно, чтобы опасный клен уничтожали и в природе, чтобы он не превращал леса в зеленые пустыни. А для этого необходимо создать правовые условия.
«Могу привести пример. Есть такой вредитель, уссурийский полиграф, это маленький жучок, который разносит гриб, убивающий пихту: в Красноярске он почти всю ее уничтожил, – рассказывает Юрий Гниненко. – Самый эффективный метод борьбы с жучком: увидел первое заселение – вырубай пихту. Разрешили вырубать свежезаселенные деревья. Но никто не занимается. Почему? Потому что, когда лесопатологи помечают дерево как свежезаселенное, надо это обосновать и подтвердить, на это уходит месяц-полтора. Идут вырубать – а прокурор говорит: на каком основании, все жуки уже улетели».
Без нежностей
На данный момент лишь в нескольких регионах России на законодательном уровне введены запреты на высадку клена ясенелистного, но глобально проблема не решается. Принятие закона о борьбе с опасными инвазивными растениями может сдвинуть дело с мертвой точки. Для этого необходимо принять подзаконные акты на федеральном уровне, разработать региональное законодательство и нормативно-правовую базу. И делать это нужно с опорой на научное мнение, подчеркивают эксперты. Федеральный закон вступает в силу 1 марта 2026 года, и к этому времени все должно быть готово.
«С правовой точки зрения в России борьба с инвазивными видами ведется только там, где работают законы, разработанные на региональном уровне, – отметила юрист Наталья Коваленко. – Например, в Москве и Московской области есть положения о недопущении произрастания на природных территориях инвазивных видов, таких как клен ясенелистный, золотарник канадский, рейнутрия сахалинская. Однако по остальной территории России с кленом ясенелистным борьбы не ведется, поскольку он законодательно инвазивным не признан. Борьба идет только лишь с сорными растениями, к которым относится борщевик Сосновского».
По ее словам, сейчас нужно всем регионам, где существует проблема, вместе с биологами провести обследование территорий, подумать над тем, какие законодательные акты изменить либо принять новые в связи с появлением федерального закона.
«Когда принимают закон, вслед за ним принимают и подзаконные акты, которые его подробно описывают. Что особенно важно – это всегда опираться на мнение экспертов: слушать нужно научное сообщество, профессионалов, а не общественные истерики», – призвал Алексей Ретеюм. «Это комплекс проблем, которые наскоком не решишь. Они должны решаться только на основе глубокого знания биологии леса», – подчеркнул Юрий Гниненко.
А оставить клен ясенелистный нужно только в коллекциях ботанических садов, считает Алексей Ретеюм: «Просто показывать во время экскурсий и объяснять на их примере, какими бывают инвазивные виды, чем они плохи и что, если вдруг где-нибудь встретите – отнеситесь к нему без нежности».