0
1719
Газета Культура Интернет-версия

14.01.2017 00:31:00

В театре «Сфера» разыграли диалог власти и художника

Александр Коршунов поставил «Кабалу святош»

Тэги: театр, сфера, спектакль, кошунов


театр, сфера, спектакль, кошунов Фото А.Либкова предоставлено пресс-службой театра

Художественный руководитель «Сферы» Александр Коршунов взялся за смелый постановочный ход. В премьерном спектакле «Кабала святош» по Булгакову он не только сыграл заглавную роль Мольера, французского драматурга и директора собственной труппы, что часто выбирают худруки, но и выступил в роли режиссера. Также, как и Булгаков, который при написании пьесы в 30-х годах прошлого века вел в пьесе две линии – историческую и времени его жизни, раскрывая конфликт художника и власти не только на примере парадоксальных взаимоотношений Мольера и Людовика, но и вчитывая опыт советской монархии, личных пикировок со Сталиным. Также, как и в афише театра спектакль, очевидно, появился по нескольким причинам. Ушедший год прошел под знаком юбилея, 125 лет со дня рождения, Михаила Афанасьевича Булгакова, к чему были приурочены в Москве большие выставочные проекты, на которых каждый мог увидеть те страшные документы (ОГПУ и др.), что составили трудную творческую биографию писателя. Но главное, что хотел вынести на сцену Коршунов - это тот диалог государства и творца, что вновь стал остро актуален и чему были посвящены все споры и треволнения 2016 года. Цензура, народное «мнение», запреты, погромы и прочие несуразицы современной жизни. Поэтому лучшие булгаковские сцены - совета «черной кабалы», королевского приема – обрели особое сатирическое звучание. Подставной бродячий проповедник (з.а. Олег Алексеенко), брызжащий слюной, с безумными глазами, в рубище на радость святошам обличает Мольера перед Людовиком (сдержанная тонкая работа Анатолия Смиранина), как антихриста и безбожника, за «богомерзкое творение «Тартюф»» - и это замечательная карикатура на все те «оскорбления чувств верующих», что стали нормой для общества сегодня. Кажется, только что утихомирили церковь, ан нет – снова здорова – митрополит Тихон назвал балет «Щелкунчик» оккультной постановкой. Желание церкви дирижировать властью, натравлять ее на искусство, выходящее за рамки общепринятого пиетета к религии, государству, системе, как раз наглядно и показано в спектакле, где Брат Верность и Брат Сила во главе с архиепископом откровенно суфлируют подкупленной «марионетке». Когда же Мольер остается один на один в схватке с королем, который сдался под иезуитским давлением кабалы, пронзительно и горько звучит в монологе Коршунова булгаковская фраза задыхающегося драматурга: «Всю жизнь я ему лизал шпоры и думал только одно: не раздави».

В постановке «Сферы» кроме злободневной политики, главный лейтмотив – это театр и жизнетворческая театральность. Отчего спектакль и разыгран, как театр в театре (труппа Мольера дает представление для короля) и закольцован символическим взглядом актеров – в начале и в финале - на сцену. Ее условный абрис вписан в сферическое пространство зала. И многие герои выдают тут и там – второй театральный, литературный – план. Коршунов-Мольер появляется с носом итальянского Сганареля. Архиепископ в ироничном исполнении Сергея Рудзевича и есть сущий Тартюф наших дней. А самый забавный персонаж Булгакова со смешной и будоражащей кличкой "Одноглазый, помолись!" сыгран Александром Пацевичем (это одна из лучших ролей актера за последнее время) в лучших «мушкетерских» традициях.

И хотя, в спектакле излишне много суеты и крика, что органически не приемлет камерное пространство, тихий финал ставит нужную точку. «Я мыслю, значит, я протестую», так перефразируя слова булгаковского Мольера вслед за древним философом, можно объяснить эту необъяснимую жажду свободы художника. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Фестиваль московских театров кукол "Ярмарка"

Фестиваль московских театров кукол "Ярмарка"

0
750
Но слушайте: усы вы не топырьте так-то

Но слушайте: усы вы не топырьте так-то

Александр Триандафилиди

Отрывки из книги стихов Жюля Верна «Блуждающий огонь»

0
1606
Маленький театр больших вопросов

Маленький театр больших вопросов

Елизавета Авдошина

В Воронеже завершился IV театральный фестиваль "Маршак"

0
895
Только Фигаро и тут, и там

Только Фигаро и тут, и там

Надежда Травина

Большой театр вернул в репертуар оперу "Севильский цирюльник"

0
1072

Другие новости

Загрузка...
24smi.org