0
8497
Газета Интернет-версия

03.02.2014 00:01:00

Олимпийское стратегическое партнерство России и Китая

Юрий Тавровский

Об авторе: Юрий Вадимович Тавровский – востоковед.

Тэги: россия, олимпиада, китай, экономика, политика


россия, олимпиада, китай, экономика, политика Сочи готов к приему спортсменов-олимпийцев и гостей Зимних игр. Фото Reuters

В начале февраля в Сочи встретятся лидеры двух стран, побивших мировые рекорды по масштабности устроенных ими Олимпийских игр. Небывалая по размаху зимняя Олимпиада в Сочи станет осуществлением давней мечты президента России Владимира Путина. Председатель КНР Си Цзиньпин будет представлять державу – чемпиона мира по проведению Олимпийских игр летних.

6 февраля председатель Си прилетит в южную столицу России из северной столицы, как переводится слово «Пекин», с символическим визитом. Это будет его первая зарубежная поездка в новом, 2014 году по григорианскому календарю и в году Лошади по календарю лунному. В Пекине делают акцент на слове «первый» и напоминают, что свой первый зарубежный визит в качестве руководителя Китая Си Цзиньпин в 2013 году также совершил в Россию. Это будет еще и демонстративная акция поддержки Путина, которому некоторые западные коллеги решили испортить настроение, проигнорировав торжества в Сочи.

В Китае с теплотой вспоминают, что Путин в качестве главы российского правительства приезжал на пекинскую Олимпиаду в 2008 году, когда кое-кто хотел омрачить китайский праздник. Символично и то, что руководители двух стран – стратегических партнеров используют любую возможность для того, чтобы «сверить часы» и пройтись по важнейшим проблемам международных и двусторонних отношений.

Думается, что материалы к беседе, которые своим начальникам готовят помощники и советники, с каждой встречей становятся все разнообразнее. Объем и эффективность российско-китайского взаимодействия растут на глазах, особенно с возвращением в Кремль Путина и приходом в Чжуннаньхай Си Цзиньпина. Синергия их внешнеполитических усилий позволила в прошлом году предотвратить крупномасштабную интервенцию в Сирии, снизила вероятность войны в Иране. Но эти кризисы не вычеркнуты из мировой повестки дня и определенно будут обсуждаться в Сочи.

Будет остро необходимо согласование позиций по афганской проблеме. Нынешний год может стать решающим не только для будущего этого многострадального государства, но и всей Центральной Азии, которая входит как в сферу ответственности созданной по инициативе России и Китая Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), так и в зону коренных интересов каждой из двух стран. Афганские наркотики травят молодых россиян, стимулируют организованную преступность в России и во всех транзитных странах, подпитывают финансами исламских террористов. Граничащий с Китаем Афганистан все чаще становится каналом проникновения в Синьцзян опытных террористов и даже ветеранов джихадистских отрядов из Сирии. Распространение афганского хаоса на всю Центральную Азию угрожает дестабилизацией «мягкого подбрюшья» России и жизненно важного для Китая Синьцзяна. Взаимодействие России и Китая, а также коллективные усилия стран ШОС и ОДКБ способны стать действенным фактором нормализации обстановки в Афганистане.

У России и Китая общие проблемы безопасности и в Тихоокеанском бассейне. Выдвинутая США еще в 2011 году стратегия «поворота к Азии» нацелена в первую очередь на сдерживание Китая, отказавшегося от нескольких предложений занять место очередного «партнера» с ограниченным суверенитетом. Но стягивание двух третей ВМС США в западную часть Тихоокеанского бассейна, форсированное расширение АзияПРО, создание системы военно-морских баз на торговых маршрутах в Тихом и Индийском океанах представляют растущую угрозу и нашей безопасности. Кроме того, Москва и Пекин разделяют озабоченность событиями на Корейском полуострове, где параллельно с созданием ракетно-ядерного потенциала Пхеньяна растет непредсказуемость правящего режима.

Си Цзиньпин наверняка поднимет вопрос о тревожных тенденциях в политике Токио. Думается, что в Пекине не столько разгневаны пересмотром истории китайско-японской войны, продолжавшейся 14 лет и стоившей Китаю 35 млн жертв, сколько опасаются снашивания худо-бедно действующих тормозов пацифизма на японской государственной машине – она нуждается только в нескольких политических решениях, чтобы обзавестись ядерным оружием и средствами доставки. Именно эти опасения кроются за небывало острой реакцией китайских властей и СМИ на визит премьер-министра Синдзо Абэ в храм Ясукуни, где наряду с душами погибших за Японию солдат и офицеров поминаются 14 главных военных преступников.

Свою версию паломничества в Ясукуни, официально осужденного не только Пекином, но также Москвой, Вашингтоном и Сеулом, 8 февраля Путину изложит сам Синдзо Абэ. Во время обеда в Сочи ему предстоит убедить собеседника в искренности слов о стремлении быстро улучшить отношения с Россией, причем сделать это на следующий день после участия в мероприятиях Дня борьбы за возвращение северных территорий.

В свою очередь, у Москвы тоже есть поводы для прояснения некоторых вопросов. Они касаются выдвижения Пекином минувшей осенью концепции «экономического пояса Великого шелкового пути». Китайского гостя можно было бы спросить, как ему видится соотношение этой концепции с процессами развития ШОС, создания Евразийского экономического союза и налаживания двустороннего взаимодействия Китая со странами «пояса Шелкового пути», особенно бывшими советскими республиками. Среди мировых и региональных тем для обсуждения могут быть перспективы перехода на расчеты в местных валютах между странами БРИКС, ситуация в Украине, где у Китая большие капиталовложения и еще большие планы на будущее.

Что касается двусторонних отношений, то минувший год не выполнил возлагавшихся на него надежд. Не удалось нарастить объем двусторонней торговли, практически оставшийся на уровне 2012-го (около 90 млрд долл.). Хорошо начинавшийся Год туризма также не достиг ожидавшихся результатов из-за повышения курса юаня и сохранения визового режима. Ситуацию могут улучшить ожидаемое в мае окончательное согласование цены на природный газ из России и начало его экспорта. Однако становится все очевиднее, что в нынешних условиях двусторонняя торговля в ее количественном и особенно качественном измерении близка к своему потолку. Без принятия стратегических решений на уровне глав государств вряд ли удастся довести, как планируется, объем торговли до 200 млрд  долл. к 2020 году, оздоровить ее структуру.

Широкие возможности для быстрого увеличения объема торговли и перехода к новым формам экономического сотрудничества представляет выдвинутая Путиным стратегия ускоренного развития Русского Востока (Сибири и Дальнего Востока). Он уже призвал «поймать китайский ветер в наши паруса», но пока не конкретизировал сферы и формы китайского участия. Китайские капиталы и технологии, опыт и квалифицированные кадры могли бы ускорить решение ключевых проблем – неразвитости инфраструктуры, нехватки жилья, потребности в новых экспортно ориентированных производствах.

Примером для России должны стать созданные в последние годы в холодных и снежных провинциях северо-востока Китая скоростные железные дороги, построенные в рекордные сроки новые города. Масштабная, стратегическая программа сотрудничества на Русском Востоке – вот задача, достойная двух мировых лидеров. Назревает потребность сделать шаг вперед и в оформлении достигнутого уровня геополитического и геоэкономического взаимодействия. Договор 2001 года не учитывает ужесточения политики сдерживания России и Китая западными державами и других новых реалий на международной арене, не стимулирует синергию экономического сотрудничества Москвы и Пекина.

Вряд ли Путин и Си Цзиньпин примут в Сочи сенсационные решения. У них там просто не будет тех семи часов, которые они провели в беседе во время пребывания китайского лидера в Москве в марте 2013 года. Скорее их нынешняя встреча – это символ взаимной симпатии двух руководителей, залог успеха забега длиной в 10 лет, который предстоит преодолеть этим двум олимпийцам. Эстафета встреч на высшем уровне продолжится уже в мае, когда состоится официальный визит президента России в Китай.

Кстати, Пекин подал заявку на проведение XXIV зимних Олимпийских игр 2022 года в Пекине... 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
571
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
585
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
779
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
563

Другие новости